Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Музыка победила футбол

02.07.2018

Музыка победила футбол

Михаил Татарников дирижирует лучшими оркестрами мира, а мог бы стать футболистом. О том, почему музыка победила футбол, маэстро рассказал французскому изданию AM Magazine.

Михаил Татарников очаровательный собеседник, он харизматичен и внимателен к деталям. Все, что он говорит, свидетельствует о его любви к родному городу, уважении к коллегам и о редкой музыкальной чувствительности. Он блестящий рассказчик, способный удивить или заставить рассмеяться. Его экспрессивная и эмоциональная манера дирижировать оркестром не перестает восхищать как публику, так и критиков, которые, признавая его яркий талант, называют его самым «симфоническим» дирижером в опере.

— Что вас сформировало как музыканта? Я знаю, что вы из артистической семьи.

МТ: Моя прабабушка была композитором, мой дедушка дирижер, мои родители художники. В нашем доме было большое количество полотен, написанных друзьями семьи. Но при этом невозможно переоценить роль, которую сыграл в моем становлении мой родной город Санкт-Петербург.
Я рос в центре города и меня формировало это окружение. Моя бабушка, историк искусства, профессор Академии художеств, имела собрание каталогов крупнейших музеев мира. Эти книги я очень любил смотреть. Так, не отдавая себе отчета, в детстве я проникался этой атмосферой. И потом, конечно же, меня увлекла музыка: когда мой дедушка дирижировал, нам давали билеты на его спектакли. Сначала мне было трудно прослушать оперу целиком, но постепенно я привык.

— Почему вы выбрали музыкальную карьеру?

МТ: По правде сказать, я не выбирал. Это очень редко бывает, чтобы ребенок раз и навсегда выбрал свою жизненную дорогу. Хотя... у меня есть племянница, которая потребовала, чтобы ее отдали учиться играть на скрипке. Но это все-таки исключение, когда совсем юное создание занимается на скрипке, потому что этого хочет. Я в ее возрасте хотел быть футболистом, и это было серьезно: занимался я мало, а в футбол играл много. Однако, когда мне было 10 лет, события приняли другой оборот. Я поменял музыкальную школу — это было еще в советское время — и оркестр новой школы должен был ехать в турне в Соединенные Штаты. Отбирали только лучших, и тогда я вынужден был работать очень усердно, потому что хотел посмотреть США. Постепенно у меня стали появляться успехи. В это время я играл на скрипке и не думал, что буду дирижером, что бы мне об этом ни говорили. Значительно позже у меня появились друзья среди молодых дирижеров. Назову, например, Тугана Сохиева. И это привело меня к первым попыткам дирижирования. Получалось неплохо. А теперь я и не представляю себя вне своей профессии.

— Но вы по-прежнему играете в футбол?

МТ: Да, но нечасто.

— А вы никогда не думали, что вам стоило продолжить игру на футбольном поле?

МТ: Нет, потому что в том возрасте, когда это было бы возможно, я принял решение стать дирижером. Это было сознательное решение взрослого человека. Более того, я лет 10, может, 20 оставался «молодым дирижером». А если бы я был футболистом, то сейчас моя карьера была бы уже окончена.

— Вы дебютировали в 2007 году, продирижировав Второй симфонией Прокофьева. Эта музыка нелегка для молодого дирижера, хотя бы потому что композитор использует множество духовых инструментов. Да и вообще, его собственное отношение к этому произведению было сложным. Как вы осмелились?

МТ: Это был балет «Метафизика» на музыку Прокофьева. И для меня это был шанс, прежде всего, показать себя. В это время, нужно это понимать, я сам не выбирал. Я должен был сжать зубы и делать то, что мне предлагали, без страха. Таким образом в течение нескольких лет мой репертуар обогатился и стал огромным. Он включал «Тристана и Изольду» и другие очень сложные произведения. К этому времени я был уже уверен в самом себе. Потому что самое важное для молодого дирижера — это иметь как можно больше практики. Санкт-Петербургская консерватория предлагает студентам курс оркестрового дирижирования, начиная со второго года обучения. И это уникально, так как другие консерватории заставляют вас ждать подходящего момента, прежде чем вы будете приняты в оркестр. А потом у меня была стажировка в Мариинском театре, на экзамене я дирижировал оперой «Садко».

— Какие качества для дирижера важнее всего в начале его карьеры?

МТ: Каждый должен найти свой стиль, понять, какие у него сильные стороны, каковы его естественные жесты. Вместо того, чтобы подражать другим, нужно выработать собственную манеру поведения по отношению к оркестру. Я говорю это каждому молодому дирижеру. Я часто наблюдаю за знаменитыми мастерами, такими как Юрий Темирканов или Валерий Гергиев. И должен сказать, что Петербургу повезло иметь этих великолепных музыкантов. Конечно, эта сильная традиция накладывает сильный отпечаток на манеру молодых дирижеров. Однако же, я им не советую копировать великих мастеров.

— Некоторые из дирижеров дирижируют с палочкой в руках, а другие -только руками, и их жесты очень отличаются. Они репетируют их предварительно? Вы репетируете свою жестикуляцию перед зеркалом или все это спонтанно?

МТ: Махать руками перед зеркалом мне кажется бесполезным и даже глупым, если нет по меньшей мере двух фортепиано, как в консерватории. Что касается палочки, я задавал этот вопрос многим коллегам: некоторые за палочку, некоторые против. И я не вполне уловил почему. Иногда, дирижируя оперой, я начинаю с палочкой, потом откладываю ее в сторону и больше не беру. Все зависит от моих внутренних ощущений.

— Не так давно Барселона аплодировала опере «Демон» под вашим управлением. Партию Демона должен был бы исполнять Дмитрий Хворостовский. Вы были добрыми друзьями. Вы привнесли в этот спектакль что-то личное?

МТ: Уход Дмитрия я переживаю очень тяжело. Наша дружба началась с концертного исполнения «Демона» в Москве. Там сложилась замечательная команда. Мы превратились в единый организм, и все горели нетерпением представить премьеру в Барселоне. Более того, ровно год назад Дмитрий был почетным гостем Барселоны, пел серьезные оркестровые циклы. Я вспоминаю, что тогда на репетициях я проводил с ним очень много времени. Мы работали, гуляли, разговаривали. Особую теплоту я чувствую еще и потому, что он относился ко мне как к другу несмотря на разницу в возрасте.

— Каким было ваше первое путешествие во Францию?

МТ: Впервые я приехал в Париж, когда был скрипачом в оркестре Мариинского театра. И с тех пор я продолжаю изучать этот город, когда имею такую возможность. В тот раз я не пошел в Лувр, потому что это не тот музей, который надо посещать в спешке. Я выбрал музей Орсе. Так как моя бабушка была историком искусств и специализировалась на французском экспрессионизме, у нас дома был каталог этого музея. Я его часто листал, когда был маленьким, и когда я оказался в музее, у меня было ощущение, что я знаю каждое полотно.

— Как вы думаете, французы понимают русскую музыку?

МТ: Я считаю, что французы обладают особой тонкостью по отношению к русскому искусству. Не забывайте, что русский балет и русская опера тесно связаны с французской традицией. У меня очень теплое отношение с Францией и французскими музыкантами: я часто дирижирую французскими оркестрами. В прошлом году мы представили «Снегурочку» Римского-Корсакова в Опере Бастиль с большим успехом. К сожалению, я не говорю по-французски, но мне прощают мой английский. Это прекрасно, что наши проекты успешно осуществляются. Вскоре я вернусь в Монте-Карло. А в июле я вас приглашаю на «Русскую ночь» на музыкальном фестивале в Оранже. Это будет зрелищное представление с участием оркестра и хора Радио Франции. А потом я опять поеду в Монте-Карло, чтобы работать над постановкой «Бориса Годунова».

— Критики называют вас самым симфоническим оперным дирижером. Это, без сомнения, комплимент. Это значит, что вы очень внимательны по отношению к оркестру. Вы предпочитаете симфоническую музыку или театральную?

МТ: Так как я главный дирижер Михайловского театра, у меня больше опыта в опере. Но это совершенно не уменьшает удовольствия дирижировать симфоническими концертами. Сейчас оркестр Михайловского театра в полном расцвете. По моему мнению, это один из лучших оперных оркестров в России. Каждый из музыкантов прошел тщательный отбор. Мы вместе работаем над тончайшими нюансами музыки. Я счастлив пригласить ваших читателей в Санкт-Петербург, в наш театр — гостеприимный, удобный для зрителей, где все нацелены на то, чтобы обеспечить высочайшее качество спектаклей.

— Постановщики склонны эпатировать публику. Что вы думаете о доминировании режиссеров в опере? Не вступают ли их идеи в противоречие с музыкой?

МТ: Я все видел: абсолютную глупость, постановки, которые ставят музыку с ног на голову, но также и гениальные решения. Все знают, что для певцов лучше просто стоять и петь, но это больше невозможно. Разумный постановщик объясняет всем задачу и говорит, почему должно быть так, а не иначе. Я неважно отношусь к режиссерам, которые не объясняют свое видение. Я очень уважаю Дмитрия Чернякова, хотя с ним не всегда легко работать. Однако, я говорю это как дирижер, он прекрасно знает партитуру, что редко в наши дни. Без сомнения, его театр — это империя режиссера, но я ценю его стиль работы.

— Можете назвать, какой эпизод в вашей оперной карьере был самым гротескным?

МТ: Вспоминаю очень забавную историю: работая над спектаклем, режиссер хотел выпустить на сцену маленьких поросят. Их принесли на репетицию, они начали хрюкать и бегать везде. Я вынужден был задушить эту идею в зародыше.

— А что это был за спектакль? Если этот вопрос не покажется вам нескромным.

МТ: Я предпочел бы об этом не говорить. Это одна из русских опер. Я поддерживаю отношение с режиссером, и каждый раз, когда мы видимся, он сам смеется над этим эпизодом.

— Сегодня вошло в моду изучать кухни разных стран мира и готовить национальные блюда. Вы следуете этой моде?

МТ: Мой максимум — это омлет. Хотя я еще умею жарить шашлык. Однажды, это забавно, я превзошел сам себя. К тому моменту я уже два месяца жил в Сан-Франциско — готовил спектакль. А американская кухня — это нечто своеобразное. Наконец я полетел на спектакль в Берлин, и там, даже не доехав до дома, посмотрел на ютьюбе, как готовить плов, купил тут же все ингредиенты и приготовил вкуснейшее блюдо. Я смог все сделать сам, потому что в Америке мне такой еды очень не хватало.

— Говорят, что каждая профессия накладывает на человека свой отпечаток. Как ваши занятия влияют на вашу повседневную жизнь.

МТ: Очень трудно выдерживать расписание. Я с трудом засыпаю после спектакля, из-за адреналина, так как я всегда дирижирую с очень сильными эмоциями.

— Вы властный за дирижерским пультом? Говорят, что дирижеры суровые и непререкаемые.

МТ: Это неправда, или точнее сказать, сейчас это не в моде. Я не люблю конфликты, и, если я когда-то повышал голос на свой оркестр, это было от силы два или три раза за пять лет. Время от времени можно позволить себе быть жестким, но в этом должна проявляться воля, а не власть. Это очень важно. Кроме того, дирижеры должны совершенствовать технику и работать над жестами, чтобы меньше разговаривать и больше показывать руками. Важна также общая культура, потому что нужно уметь выявить идею произведения за прекрасной мелодией. Эта идея, эта история — ее рассказывают руками. И самое важное здесь учиться и впитывать жизнь.

— Каков секрет русской души? Здесь во Франции много говорят об этой загадке русских.

МТ: Я живу в Санкт-Петербурге, но как бы там ни было, я чувствую за своей спиной 9 часовых поясов, которые протянулись до полуострова Камчатка. Я физически ощущаю это расстояние. По всей видимости, это ощущение пространства делает нас немножко забавными. Я хочу сказать, если смотреть извне. А еще, если говорить обо мне, на меня сильно повлиял Санкт-Петербург — город молодой, но мистический. Я связываю его с «Пиковой дамой». Он не похож ни на какой другой город в России. Здесь совершенно особая атмосфера. Я не могу оставаться равнодушным к этому городу, который для меня источник вдохновения. Если я уезжаю за границу, я могу восхищаться архитектурными красотами или просто приятно проводить время, но я всегда чувствую ностальгию по этому низкому небу, серым водами Невы и тайнам моего города.
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.