Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

26.12.2013

Михаил Татарников о магии Италии, многоликом российском зрителе и значимости Чайковского

Музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра рассказал «Аэрофлот Premium» о магии Италии, многоликом российском зрителе и значимости Чайковского.

Когда вы едете куда-либо по работе, есть разница, куда именно? Или не до пейзажей и достопримечательностей?

Есть страны, с которыми сложились тесные и очень успешные отношения. В Италии, в Австрии мне легко. В Англии, пожалуй, тоже. Сложновато было в Скандинавии. Но, поскольку я еще молодой дирижер, думаю, это можно изменить. Самое мое любимое место работы — это Италия.

Итальянцы чем-то с нами похожи. То ли они южные русские, то ли мы северные итальянцы...

Ну да, да. С другой стороны, похожи-то похожи, но не у всех русских дирижеров там складывается работа именно здесь, а мне легко и приятно работать в Италии. И, кстати, Михайловский театр в Петербурге по духу и по облику очень близок к итальянским театрам: небольшой и очень уютный зал, где буквально с каждым слушателем можно установить контакт. Мне кажется, это самый итальянский театр в России. А в Италии у меня наиболее тесные связи с Театро Реджио в Турине. Там очень сложный оркестр, но мы с ним большие друзья. Этого не объяснить, метафизика какая-то.

Что вы больше цените — музыкальное взаимопонимание или насколько сама страна комфортна? Если предложат ехать в Милан или в Токио — что выберете?

Я в Милане бываю очень часто, Токио тоже очень люблю. Мне особенно сложно было бы выбрать именно между этими двумя городами, потому что в каждом есть своя прелесть. Я, наверное, выбрал бы Токио и Милан из всех прочих городов.

В обыденном сознании есть страны музыкальные, а есть такие, где классической музыки, по мнению обывателя, нет вообще. Например, Скандинавия, та же Япония. Но, судя по всему, они сравнялись с грандами?

Они не просто сравнялись, а давно уже всех обогнали. Один из лучших последних концертов Герберта фон Караяна, был записан как раз в Токио. В Японии публика — это просто номер один для музыкантов.

А бывали места, где вы не ожидали встретить грамотную публику и хорошие залы, но вдруг оказывалось все наоборот?

Когда я только начинал, дирижировал как-то раз в Академгородке в Новосибирске. Публика там приходила на концерт с партитурой, настолько она была подготовлена.

С партитурой?!

Да, сидели с партитурами в руках. Это было самое большое испытание и потрясающая проверка, но это был и самый замечательный, все понимающий и при этом благодарный слушатель. Новосибирскую публику я всегда помню и надеюсь приехать к ней снова.

Среди столичных знатоков бытует мнение, что послушать классику в хорошей акустике можно только в Вене, Милане или Лондоне. Какие залы у нас вы могли бы в этом смысле отметить?

Концертный зал Мариинского театра — уникальный зал, Валерий Абисалович Гергиев превратил его в полноценную студию, идеальную для записи музыки.

А новый Большой театр?

У всех разные мнения, но, пока я сам не попробую, ничего не смогу сказать. Я лишь один раз дирижировал в Большом, на церемонии «Золотой маски», но у меня было слишком мало времени, чтобы его оценить и до конца прочувствовать.

Есть ли что-то, что в России не исполняют, а хотелось бы привезти? Типа «Билли Бадда»?

Ну конечно, есть масса интересного. У Шумана, например, опера «Геновева». Надеюсь, что получится в скором времени ее поставить, наш зритель незаслуженно ее лишен.

А правда ли, что наш, российский зритель склонен к проверенной классике и не одобряет новаторства?

Да, это так.

С чем это связано?

Думаю, это связано с определенным консерватизмом нашего общества. Можно это критиковать, можно хвалить, но это данность. Причем никто не знает, хорошо это или плохо. И я не знаю.

И никто не знает причин?

Причины понятны: мы все-таки очень долго были в изоляции от мировых культурных тенденций.

20 лет открытости — довольно много.

Куда мы двигались эти 20 лет, тоже непонятно — сначала в одну сторону шли, потом в другую. Должно пройти время, чтобы мы вписались в мировой культурный контекст. Разумеется, часть общества, жители больших городов, как правило, — находятся, так скажем, на одной волне с Европой. Но при этом у нас есть и другая, огромная часть горячо любимого и эмоционального нашего народа, который отстал очень сильно. Это реальность, которую нельзя отрицать.

«Горячо любимый» здесь берем в кавычки?

Без всяких кавычек. Понимаете, в Европе, даже если публика не поняла, она все равно будет хлопать. А у нас если не поняли, то могут жестко отреагировать. И слава богу, это настоящая эмоция, без фальши. Вообще я считаю, что не нужно форсировать события. Нельзя заставить любить классику. Если публике что-то не созвучно, она может встать и уйти, это ее полное право. И никогда не надо этого стесняться.

Вам самому когда интереснее и комфортнее дирижировать — когда исполняется Чайковский или, к примеру, Шнитке?

Чайковский.

Почему? Он же достаточно прост для восприятия?

Да здесь дело не в комфорте. Дело в том, что Шнитке, безусловно, великий композитор. Мы его любим, мы его изучали и хорошо знаем, но Чайковский — это Чайковский. Может быть, в той же Японии так хорошо не знали бы русскую культуру, если бы не было Чайковского. Все симфонические оркестры играют Чайковского. И для русской музыки значимость Чайковского несравнимо выше. Знаете, я вообще не сторонник сравнений. Для меня невозможно, например, поставить на разные чаши весов Прокофьева и Шостаковича. Первый — самый театральный композитор. Все, что он делал, — это театрально. Я, как человек, который вырос в театре, не могу его не любить. Второй был композитором совершенно гениальным для своего времени. Он был, что называется, на злобу дня. У меня разрыв сердца получится, потому что я очень люблю обоих. Это вопрос «кого больше любишь — маму или папу?».

Как думаете, может ли человек, выросший среди панельных домов Теплого Стана, иметь такой же творческий потенциал, как, скажем, итальянец, игравший в детстве на улицах Флоренции?

Я никогда специально не задавался этим вопросом, но всегда считал, что человек, который вырастает среди красоты, продолжает стремиться к ней. С другой стороны, мы видим таких людей, как многие наши гениальные дирижеры, композиторы, выросшие в Советском Союзе, — Светланов, Мравинский. Наверное, именно потому, что вокруг все было так серо, они и стремились к чему-то такому, к чему никто не стремился.

Как вы относитесь к попыткам популяризации классической музыки? Скажем, к тому, что делает Мацуев...

Денис, в первую очередь, великолепный музыкант, очень серьезный музыкант. Но еще он очень энергичный и веселый человек, у которого много друзей, поэтому он часто мелькает на экранах. Классика всегда будет элитарной, это естественно. Видимо, есть доля правды в том, что классическая музыка и опера никогда не будут так же популярны, как футбол. А по поводу Мацуева поймите такую вещь: он играет концерт перед залом наизусть, у него огромная программа и уникальная музыка, но при этом ему еще хватает энергии, чтобы с кем-то пообщаться.

То есть вы считаете, что не стоит расширять круг для классической музыки?

Да нет, все должно идти естественным путем. А Денис удивительный человек, очень открытый. Дело не в музыке, а в его личности. И то, что он пользуется очень большим уважением очень закрытого сообщества музыкантов, — это факт.

У вас есть какие-нибудь способы быстро приводить себя в порядок перед концертом после длительного перелета?

Честно говоря, нет. Но скоро, я думаю, придется искать ответ на этот вопрос. Потому что годы идут. Пока я был молодым, это было вообще все легко, а сейчас чуть сложнее. Но пока могу прилететь и, даже если не выспался, сразу встать за пульт.

А у вас есть какой-нибудь аналог райдеров, как у рок-звезд?

Конечно, есть. Честно говоря, я даже не знаю точно, что там в бытовом смысле. У меня есть агентство, которое занимается всем этим и оберегает мои интересы. Но когда я приезжаю куда-то надолго и снимаю квартиру, тогда я выбираю довольно тщательно.

Вы отдаете преимущество квартирам? Вариант Набокова, жившего в отеле годами, вас не прельщает?

Да, большая квартира куда приятнее. Отель меня всегда немножко сковывает.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.