Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

16.06.2012

Алла Осипенко: «Балерина – это не профессия!»

Выдающаяся танцовщица, отмечающая сегодня день рождения, воспитывалась в семье, где превыше всего была Россия.
Два десятилетия она была примой-балериной Кировского — ныне Мариинского — театра. Когда поняла, что в классических рамках ей тесно, ушла. Танцевала в труппе «Хореографические миниатюры» Леонида Якобсона, танцевала у Бориса Эйфмана. Более десяти лет преподавала за рубежом — во Франции, Италии, Америке... В США в 2000 году вошла в десятку лучших балетных педагогов

— Алла Евгеньевна, вы не скрываете своего возраста. Говорите, что вам восемьдесят.

— Говорю! Мне не верят. Вон паспорт лежит — убедитесь! Я один раз его уже выкинула в помойку.

— Шутите!

— Нисколько. Надо было поменять паспорт. Три паспорта — заграничный, старый и действующий — лежали вместе. Ну, думаю, эти мне не нужны. А выбросила, оказывается, тот, который нужен. Сказала, что потеряла. Выдали новый. С тем же возрастом. Нет бы.

— Как собираетесь отмечать круглую дату?

— Никак. Не знаю. Вот вчера из Михайловского театра позвонили. Они что-то задумали, но ничего мне не говорят. А Кировский театр уже отметил. Вдруг! Галя Мшанская (тележурналист, жена Олега Басилашвили. — Прим. авт.) сказала Гергиеву, что у Осипенко круглая дата. Он включил в репертуар на май «Легенду о любви». (В этом балете Юрия Григоровича Алла Осипенко танцевала партию Мехменэ Бану. — Прим. авт.) В афишах значилось: посвящается Осипенко. Я на спектакле была — вышла на сцену, поклонилась. Так разволновалась, что зрителям не сказала «спасибо». И сейчас не могу себе простить! Потом спохватилась: «Что ж это я? Подумают: неблагодарная. Не сказала: «Спасибо, что пришли. Спасибо, что помните». Это дорогого стоит.

— Будем считать, что вы извинились и сказали «спасибо» зрителям сейчас — через нашу газету. К тому же, насколько я помню, вы сказали «спасибо» зрителям в 2010-м. На посвященном вам вечере балета из цикла «Корифеи русской сцены» в Театре Консерватории.

— Да, тогда не забыла. А тут сказала на поклоне «спасибо» только труппе. Но, повторяю, я растерялась! Это было так неожиданно и трогательно, что Кировский театр, с которым я рассталась неблагополучно, вспомнил обо мне.

— На человека можно обижаться, но не на театр же...

— У меня никакой обиды нет. Наоборот, я сейчас очень благодарна судьбе, что так случилось. Представляете: меня бы выгнали на пенсию! Давным-давно. И сидела бы я и ничего не делала. А уйдя из театра, я продлила себе творческую жизнь. И это счастье. Кстати. Года полтора назад балетную труппу Малого театра возглавил Начо Дуато. «Вы знаете, я на вас собираюсь ставить», — сказал он мне. Я ничего не ответила — я просто обомлела. Потом подумала: «Старуху Изергиль»? В общем, посмеялась.

— Дуато едва ли вас в танце видел — слишком молод. Наверное, и фамилию такую не слышал.

— Нет, фамилию он знал.

— Значит, ваша мировая слава не миф! Докатилась она и до Испании, откуда родом Дуато! Или, может, в Англии, где он учился, Начо услышал фамилию Осипенко?

— Во всяком случае, он меня знал. И было у него желание что-то со мной поставить. Но пока реальных предложений не поступало. Да я уже и не хочу. У меня пропало то, что всегда было, — утром вставала с предчувствием счастья: сегодня в театр! Сейчас уже такого стремления — бежать в театр -нет. Несмотря на мой неугомонный характер, сижу на этом диванчике и голоса не подаю. Но почему-то меня постоянно кто-то выискивает. Кому-то, оказывается, я нужна.

— Балерины уходят на пенсию в 36?

— В 38, по-моему. Сейчас раньше: они же в 16 лет начинают, а мы начинали в 18. Для выхода на пенсию двадцать лет стажа нужно.

— Я вот к чему. Приходится слышать довольно часто про балерин: «Конечно, танцевать тяжело, но не тяжелее, чем работать в поле или в шахте...»

— Балетные уходят на пенсию не потому, что тяжело танцевать.

— Потому что не могут танцевать так, как прежде?

— И не потому, что они не могут танцевать как прежде. Вы знаете, я не смогу вам ответить на этот вопрос. Я сама не понимаю, почему в 38? Это же самый расцвет! Ты уже знаешь, как танцевать, пришел опыт, мастерство, ты еще полна сил и много чего можешь. 36, 37, 38 лет — это возраст профессиональной зрелости. Будь моя воля, я бы закон поменяла. Кстати! Все говорят, вот и вы тоже: балерина уходит! Раньше «балерина» — это было звание, дарованное императором. «Балерина императорского театра». А сейчас балерина — это как профессия. Мы никогда не говорили о себе: я балерина. Я — танцовщица. Даже Наталья Михайловна Дудинская, по-моему, не говорила, что она балерина. Это мы, младшие, про них, уже многого достигших, могли сказать: балерина Алла Шелест, балерина Наталья Дудинская. А теперь вот такую маленькую девочку в школе (Академии русского балета. — Прим авт.) встречаешь: «Ты кто?» — «Балерина». Ну как это так?

— А у вас в трудовой книжке что написано?

— Если бы я знала! Во всяком случае, не «балерина». Наверное, «танцовщица».

— Вот уже без малого четыре десятилетия к месту и не к месту повторяется набившая оскомину визборовская фраза: «А также в области балета мы впереди планеты всей». Как вы думаете, и сегодня наш российский балет впереди планеты всей?

— Я так не думаю. Не первое место мы занимаем — это точно.

— Чем можно объяснить «сдачу позиций»?

— Непростой вопрос. В двух словах не ответишь. Наверное, тем, что такое бескорыстное отношение к профессии, какое было прежде, сейчас редко встречается. Нам не давали ролей — мы проливали слезы, мы не спали по ночам. Подобного я сейчас не наблюдаю. Вероятно, современные танцовщики и танцовщицы материально стали жить лучше, чем мы, поэтому у них нет такой безумной тяги к творчеству. Они больше думают о положении, о деньгах. Но должна вам сказать, что среди моих учениц таких нет. Они все-таки живут прежде всего театром.

— Вы много преподавали за рубежом...

— Рудик Нуреев меня силком заставил! Мало того, что он заставил меня преподавать в Гранд-опера, так он еще ходил на мои уроки, чтобы дать понять, что я, как педагог, чего-то стою.

— Может быть, сейчас не стало высококлассных педагогов?

— Во всяком случае, авторитетов уровня Вагановой у нас сейчас нет. Была Агриппина Яковлевна, и все тянулись, старались дотянуться до ее уровня. Никому, правда, не удалось. Осипенко далеко не Ваганова! Какое-то внутреннее горение, вероятно, есть, и оно передается ученикам. На уроках, на репетициях мне кажется: сейчас вскочу и покажу, что и как. Конечно же, я не из тех, кто пришел, отрепетировал и ушел. И Таня Легат такая же. Таня фанатка, она всю себя отдает творчеству, Михайловскому театру. Она — с огромной западной практикой. А больше я так с ходу и не могу назвать, кто бы еще.

— И при всем при том уровень русской балетной школы по-прежнему высок?

— Конечно! Сколько наших педагогов уехали на Запад! А балерин эстра-класса! Наташа Макарова сейчас в Сан-Франциско, ездит по Европе, по Южной Америке. Я не знаю, какой она педагог, но как балерина она дает больше, чем кто-либо.

— «Я родилась в семье, где превыше всего была Россия», — говорили вы мне в одном из первых наших интервью. Тогда вы еще в родном Петербурге бывали наездами — из Америки. Сейчас, к сожалению, тема эмиграции для некоторых россиян вновь актуальна...

— За полчаса до вас на вашем месте сидела женщина. Она спросила: «А почему вы не остались на Западе? Что, у вас не было такой возможности, как у Нуреева, у Барышникова?» И я в который раз, отвечая на подобные вопросы, говорила: «Была возможность — была официальная возможность: меня приглашал Леонид Мясин в «Балет Монте-Карло», меня уговаривал Серж Лифарь остаться в Париже. Были еще предложения. Но я отказалась. Почему? Да потому, что воспитывалась в семье, где превыше всего была Россия. Россия — это Родина. С большой буквы. Невский проспект — малая родина. Я так и сына воспитывала. Ванечку при поступлении во французскую школу спросили: «Где твоя родина?» — он подумал и сказал: «Черная речка». Если человек твердо стоит на своей земле, его не сманить никаким калачом. Замок мне на Западе подарите, денег уйму — и что? Я буду сидеть в этом замке и думать: зачем мне эти деньги?.. Я никого не осуждаю, просто у каждого своя судьба.

Владимир Желтов,
«Невское время»
16 июня 2012 г.
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Администрация сайта Михайловского театра – уполномоченные сотрудники на управление Сайтом, действующие от имени  Михайловского театра.

2.1.3. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.4. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.5. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении  билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

-  доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

-  предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.2. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной  основе.

3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте  Михайловского театра осуществляется с целью  идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления  льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.2. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.3. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту.  Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта Михайловского театра.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Администрации сайта.

5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта Михайловского театра не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.

Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие в отношении обработки следующих персональных данных:  фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail); платежные реквизиты (в случае использования сервиса, позволяющего приобрести электронные билеты в Михайловский театр);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Администрации сайта Михайловского театра право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем  путем подачи заявления администрации Сайта;

-  уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение.

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях

исполнения обязательств, принятых на себя Администрацией сайта  Михайловского театра в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.