балет в трёх актах
музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича

2 часа 10 минут
два антракта
для зрителей старше 6 лет
Светлый ручей
 
Постановщики

Либретто Фёдора Лопухова и Адриана Пиотровского
Сценическая редакция либретто: Александр Омар
Хореограф: Александр Омар
Художник-постановщик, художник по костюмам: Вячеслав Окунев
Художник по свету: Валентин Бакоян
Видеоконтент: Вадим Дуленко
Музыкальный руководитель постановки: Павел Сорокин
Ассистент хореографа: Роман Петухов
Ассистент художника по свету: Татьяна Чумичёва

Балет Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей» — особенный спектакль для нашего театра. С ним связан и первый большой успех труппы под руководством Фёдора Лопухова, и драматичная история снятия его с афиши после выхода статьи «Балетная фальшь».

В честь 90-летия балетной труппы Михайловский театр возвращает в свой репертуар легендарное название, однако зрителей ждёт совершенно новый балет.

Хореограф Александр Омар изменил сюжет, сделав его более лиричным: после череды забавных приключений все главные герои в финале балета обретают своё счастье. В то же время в новой версии «Светлого ручья» сохранено всё самое важное — колоритные характеры, сюжетные твисты, комическая история с переодеваниями. А новая головокружительная хореография как нельзя лучше подходит юной, свежей и очень красивой музыке Шостаковича.

Акт первый

Картина первая

Ранняя осень. Жители станицы готовятся к встрече столичных артистов, которые должны выступить на празднике уборки урожая: молодой агроном Пётр и его мечтательная жена Зина вешают приветственный транспарант, председатель с женой несут каравай. Их дочь — учительница Галя — репетирует с пионерами приветствие, тракторист отвечает за цветы.
Наконец гости прибыли! Тракторист тащит многочисленные чемоданы приезжей артистки, Пётр показывает ей окрестности, а танцовщик окружён вниманием жены председателя. Та считает, что тракторист, влюблённый в Галю, не пара её дочери, и пытается сблизить её со столичным артистом.
В суматохе Зина остаётся одна с караваем в руках. Она несмело вручает его артистке и с удивлением узнаёт в ней свою подругу детства: когда-то девушки вместе учились в балетной школе. Зина с грустью понимает, что скучает по той жизни, в которой есть сцена, зрители, выступления... Танцовщица дарит Зине свои пуанты, и они вспоминают давние уроки, соперничая друг с другом. Мастерство Зины восхищает даже классического танцовщика, а Пётр, удивлённый, что так мало знает о жене, начинает ревновать.

Картина вторая

В поле убирают зерно, репу, картофель. Бригадиры напоминают, что работа спорится, только если трудиться сообща. Прибывают артисты в сопровождении председателя, который награждает лучшие бригады. Начинается импровизированное торжество в честь окончания уборки урожая. Председатель c женой исполняют старинный танец шаконь. Он пытается добавить в чинную шаконь залихватские движения, но супруга не одобряет этого и, как всегда, умеряет его пыл.
Доярки предлагают гостям молока. Танцовщик, подкрепив силы, удивляет собравшихся своим мастерством. Танцовщица не уступает своему партнёру в виртуозности. Их танец производит сильное впечатление на собравшихся, и только Петру искусство гостей кажется искусственным и неуместным. Он показывает, как нужно плясать. Зина обижена его грубостью и негостеприимством. Тракторист пытается всех примирить и исполняет удалой танец, в который включается и Галя. Но её мать останавливает веселье. Председатель предлагает устроить вечер танцев, а пока разойтись отдохнуть.
Танцовщик не знает, куда деться от напористой жены председателя. Он ищет участия у Петра и тракториста, но те с недоверием относятся к приезжему и не готовы ему помочь. Обиженный артист уже собирается уехать, однако мужчины всё же находят общий язык. Танцовщик обещает своим новым друзьям разрешить все недоразумения. А тем временем Зина и танцовщица задумывают всех удивить.

Акт второй

Картина третья

Парк культуры и отдыха. Артисты начинают общий танец, во время которого все договариваются о тайных встречах.
Зина и классическая танцовщица репетируют номер-сюрприз. Внезапное появление председателя нарушает их уединение, но девушки, одурачив навязчивого компаньона, сбегают. Галя и тракторист впервые остаются наедине благодаря классическому танцовщику. А он сам, переодевшись в платье, учит Петра премудростям дуэтного танца. За этим их застают Зина и танцовщица. Не узнав танцовщика, они решают, что Пётр ухаживает за какой-то девушкой. Однако вскоре все недоразумения разрешаются.
Жена председателя переживает из-за размолвки с мужем, а чужая взаимная любовь только печалит её. Но вскоре и она обнаруживает, что её счастье всегда было рядом с ней.

Акт третий

Картина четвёртая

Праздник в самом разгаре: танцуют приезжие артисты, молодёжь и старики. Теперь, когда всё наладилось, самое время помечтать о будущем...