Дон Кихот
балет в 3-х актах, 5-ти картинах с прологом
музыка Людвига Минкуса
Классический балет «Дон Кихот» был впервые поставлен Мариусом Петипа в 1869 году, дошел до нас в постановке Александра Горского и других более поздних интерпретаторов. Интересно, что этот блестящий балет отнюдь не инсценировка знаменитого романа Сервантеса, а самостоятельное хореографическое произведение по мотивам «Дон Кихота».
Основные герои романа — Дон Кихот и Санчо Панса превратились во второстепенных персонажей, а главной сюжетной линией балета стала история любви дочери трактирщика Китри и бедного, но находчивого цирюльника Базиля. События стремительно следуют одно за другим: появление богатого жениха, бегство влюбленных, погоня, мнимое самоубийство Базиля, согласие отца на брак и завершающий спектакль яркий свадебный праздник. Влюбленные на сцене ссорятся и мирятся, тореадоры хвастаются ловкостью: этот балет-феерия весь пронизан радостью жизни, любовью и зажигательной стихией испанского танца. Особым вниманием и любовью зрителей всегда пользуется знаменитое па-де-де, заканчивающееся настоящим фейерверком из 32 фуэте.
Пролог
Начитавшись рыцарских романов, Дон Кихот в своем воображении видит призрак Дульсинеи Тобосской. Со своим верным оруженосцем Санчо Пансой Дон Кихот отправляется в путь на защиту Прекрасной Дамы
Первый акт
Картина 1
На площади Барселоны у кабачка Лоренцо праздничное оживление. Дочь трактирщика Китри любезничает с влюбленным в неё цирюльником Базилем. Отец Китри, увидев их вместе, прогоняет Базиля. Он хочет выдать дочь за богатого дворянина Гамаша. Но Китри наотрез отказывается подчиниться воле отца. На площади появляется шествие тореадоров во главе со знаменитым Эспадой. Тореадоры, танцуя, разыгрывают сцену боя с быком. Влюбленная в Эспаду уличная танцовщица исполняет танец между кинжалами, вызывая всеобщий восторг. Неожиданно толпа расступается — Санчо Панса возвещает звуками рога о прибытии странствующего рыцаря Дон Кихота. Лоренцо с почтением приглашает странного гостя в свой кабачок. Санчо остается на площади в окружении горожан, которые начинают потешаться над ним. Дон Кихот спешит на помощь своему оруженосцу. Танцы возобновляются. Влюбленные Базиль и Китри снова вместе. Увидев Китри, рыцарь принимает ее за даму своего сердца. Дон Кихот преклоняет колено перед дочерью трактирщика, но Китри убегает с Базилем. Отец Китри, Гамаш и Дон Кихот со своим оруженосцем отправляются ее разыскивать.
Второй акт
Картина 2
Китри и Базиль уединились на поляне возле мельниц, где раскинулся цыганский табор. Цыгане радушно принимают молодых влюблённых. В таборе появляются Дон Кихот и Санчо Панса. Цыгане всем предлагают посмотреть представление марионеток. Марионетки разыгрывают представление, в котором рыцарь отправляется на подвиги, а его жену похищает жестокий мавр. Взволнованный Дон Кихот вступается за обиженных, желая восстановить справедливость. Все в ужасе разбегаются, театр рушится. Дон Кихоту кажется, что крылья мельниц — это руки великанов, которые тянутся к нему. Напрасно Санчо пытается переубедить синьора. Дон Кихот бросается на «великана». Крыло ветряной мельницы поднимает рыцаря в воздух. Дон Кихот падает и теряет сознание, чудовища и призраки окружают его.
Картина 3
В сознании раненого рыцаря возникает видение — ему кажется, что он находится в прекрасном лесу среди развалин старинного замка в царстве дриад. Здесь Амур ранит его сердце стрелой, и любовь Дон Кихота к Прекрасной Даме становится вечной. Но это — только сон. Санчо возвращает своего хозяина к реальности. Появляются Гамаш и Лоренцо, разыскивающие сбежавших влюбленных. Дон Кихот направляет преследователей по ложному пути, но простодушный Санчо исправляет «ошибку» своего господина, и погоня продолжается.
Картина 4
Кабачок. Сюда собираются участники праздничного гулянья. В разгар веселья вбегают Китри и Базиль, радуясь, что скрылись от преследователей. В кабачке появляются тореадоры и Эспада, которому красавица Мерседес посвящает свой танец. Владелец кабачка обеспокоен, сюда идут Гамаш и Лоренцо. Подруги скрывают Китри, но тщетно. Лоренцо насильно соединяет руки Китри и Гамаша и благословляет их. Расталкивая толпу, вбегает Базиль. Он в отчаянии. Остается одно — умереть. Китри умоляет отца благословить их любовь — все равно Базиль умрет. Лоренцо колеблется. Возмущённый Дон Кихот приказывает выполнить просьбу. Нехотя Лоренцо благословляет Китри и Базиля. Базиль быстро поднимается цел и невредим — его самоубийство было всего лишь шуткой. Друзья выталкивают Гамаша из кабачка. Всеобщее веселье и танцы продолжаются.
Третий акт
Картина 5
На площади Барселоны все готово к празднику в честь Китри и Базиля. В торжественном марше собираются гости. Среди них благородный рыцарь Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса.
Начинается праздник. Дон Кихот и Санчо прощаются со всеми и отправляются на поиски новых приключений.
Хореография: Мариус Петипа и Александр Горский
В спектакле использована хореография Игоря Бельского, Фёдора Лопухова, Роберта Гербека, Никиты Долгушина
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев
Художник по костюмам: Ирина Пресс
Премьера постановки: 21 ноября 1996