Бронзовый кумир
по мотивам петербургской повести
Александра Сергеевича Пушкина «Медный Всадник»
балет в двух актах
музыка Рейнгольда Глиэра
исполнители
Балет-фантазия по пушкинским мотивам следует за сюжетом поэмы «Медный Всадник» и одновременно предлагает посмотреть на персонажей глазами поэта-творца, чьё перо неумолимо вершит их судьбы. Создатели спектакля хореограф Лар Любович и художник-сценограф Георгий Цыпин раскрывают парадоксальность творческого процесса: поэт создаёт будущее своих героев и вместе с тем оказывается пленником собственного замысла. Рецензент газеты «Коммерсант» отмечает: «Герои спектакля — питерские фантомы, бродящие по улицам, одни из многочисленных призраков Петербурга, чьи тени наполняют и оживляют этот город».
Картина первая: «Городские гуляния»
Александр Сергеевич Пушкин, сидя за столом, размышляет о новой поэме. Герои былых времён, персонажи мифов и преданий, которые приходят на ум, сегодня не вдохновляют его. Он решает: его героем станет обычный человек, который ничего из себя не представляет. Этот «маленький человек» будет искать своё место в мире. Молодого героя будут звать Евгений... А какой будет героиня? Обычной девушкой по имени Параша, которая будет ждать Евгения... Но как начать? Поэт думает о своём любимом городе — Санкт-Петербурге. Мысленно он возвращается к тому памятному дню, когда петербуржцы собрались на открытие великолепной конной статуи Петра I. «Да, — говорит он себе, — здесь и начнётся моя история! Я назову её „Медный Всадник“».
Картина вторая: «Наводнение»
Дождь. Пушкин бродит по петербургским улицам. Его мысли заняты новой поэмой и судьбой юных влюблённых, которых он разлучил своей авторской волей. Внезапно дождь напоминает о том ужасном дне, когда из-за сильного ливня и ветра Нева вышла из берегов, затопив его любимый город и унеся множество жизней. Поэт вдруг понимает, что именно наводнение должно изменить судьбу Евгения. Сердце Пушкина разрывается, когда он представляет Евгения и Парашу, разлучённых навеки. Он видит их вместе, видит дождь и потоки воды вокруг, видит, что они больше не могут противостоять стихии. Пушкин знает: чтобы поэма не заканчивалась, он должен сохранить жизнь Евгению. Но спасти Парашу он не в силах. В конце концов, он всего лишь поэт.
Акт второй
Картина первая: «Евгений и Медный всадник»
Санкт-Петербург разрушен. Следуя замыслу Пушкина, Евгений блуждает по пустынному городу в поисках Параши. Но её нигде нет. Обезумевшему от горя Евгению кажется, что Медный всадник сошёл с постамента и гонится за ним по разрушенным улицам Санкт-Петербурга. Неудержимый конь несёт царя, который держит в руках тело Параши. Евгений сходит с ума? Или это только дурной сон? Евгений умоляет Пушкина изменить развязку. Но Пушкин безжалостен: он говорит Евгению, что тот будет вечно блуждать по улицам Петербурга в надежде найти Парашу.
Картина вторая: «Санкт-Петербург»
«Как завершить поэму? — думает Пушкин. — Что осталось?» Остался Санкт-Петербург! Золотой город на Неве. Его любимый город возродится и будет жить вечно.
Премьера постановки (под названием «Люблю тебя, Петра творенье...»): 25 мая 2016 года
Либретто и хореография: Лар Любович
Художник-постановщик: Георгий Цыпин
Художник по костюмам: Энн Хоулд-Уорд
Художник по свету: Клифтон Тейлор
Ассистент хореографа: Катажина Скарпетовска
Музыкальный руководитель постановки: Михаил Татарников
Ассистент дирижёра: Игорь Томашевский
Адаптация Третьей симфонии: Джесси Лимбахер