Алеко. Скупой рыцарь. Франческа да Римини
06 апреля 2016 19:00

 

К юбилею Сергея Лейферкуса

концертное исполнение одноактных опер
музыка Сергея Рахманинова

Алеко. Скупой рыцарь. Франческа да Римини
исполнители
Дирижёр — Михаил Татарников

«Алеко»

Алеко — Сергей Лейферкус
Молодой цыган — Борис Степанов
Старый цыган — Дмитрий Скориков
Земфира — Татьяна Рягузова
Старая цыганка — Олеся Петрова

«Скупой рыцарь»

Барон — Сергей Лейферкус
Альбер — Дмитрий Головнин
Герцог — Михаил Гаврилов
Жид — Дамир Закиров
Слуга — Александр Бородин

«Франческа да Римини»

Тень Виргилия — Михаил Гаврилов
Данте — Дмитрий Головнин
Малатеста — Сергей Лейферкус
Франческа — Анна Нечаева
Паоло — Дмитрий Головнин
Постановщики

Музыкальный руководитель и дирижёр: Михаил Татарников
Художественный руководитель и главный дирижёр хора: Владимир Столповских
Ответственные концертмейстеры: Наталья Дудик, Марк Вайнер, Мария Микиртумова
Хормейстеры: Алексей Дмитриев, Сергей Цыпленков
Режиссёр: Юлия Прохорова
Свет: Александр Кибиткин
Ведущий режиссёр: Елена Пискунова

Выдающийся баритон Сергей Лейферкус поет на лучших сценах мира, в его искусстве вокальное мастерство сочетается с замечательным актерским дарованием. Творческий взлет знаменитого певца начинался в Ленинграде, в Малом оперном театре. На пике славы и мастерства он возвращается в родные стены. В программе, посвященной юбилейной дате — 70-летию со дня рождения, он исполнит главные партии в трех одноактных операх Сергея Рахманинова: «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини».

АЛЕКО

Либретто Владимира Ивановича Немировича-Данченко
по поэме Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы»

На берегу реки раскинулся цыганский табор. Вечер. Среди цыган — Алеко. Уже два года, как он покинул светское общество и кочует вместе с цыганами. Алеко и юная Земфира полюбили друг друга, но вскоре чувства девушки остыли.
Отец Земфиры вспоминает дни молодости и свою несчастную любовь. Лишь год была верна ему Мариула. Оставив маленькую дочь, она ушла к другому. Алеко не может понять, почему цыган не отомстил изменнице. Сам он, не колеблясь, даже спящего врага столкнул бы в бездну. Но Земфира и молодой цыган думают иначе: их любовь свободна!
Печаль, навеянную рассказом старика, цыгане хотят развеять весёлыми плясками. Во время танца Земфира и молодой цыган скрываются. Мучительная ревность вспыхивает в душе Алеко. Ночь он проводит в тягостном раздумье.
Светает. За курганом Земфира прощается с молодым цыганом. Она торопится. Но Алеко уже здесь. Тщетно он пытается вернуть любовь Земфиры и, обуреваемый ревностью, убивает любовников.
На шум сбегаются цыгане. Отец Земфиры, а вместе с ним весь табор требуют, чтобы убийца покинул их.
Наступает утро. Табор трогается в путь. Алеко в отчаянии, он вновь одинок.

СКУПОЙ РЫЦАРЬ

Либретто Сергея Васильевича Рахманинова
по мотивам одноимённой трагедии Александра Сергеевича Пушкина

В огромном, некогда богатом и красивом доме, живёт вместе с сыном старый барон. Жизнь здесь течёт однообразно и не приносит счастья обитателям «скорбного замка». Барон сосредоточен лишь на накоплении денег, получении прибыли и сохранности своих сокровищ. Только в подвале наедине со своим богатством он счастлив, каждая монета рассказывает ему свою историю, радует его, хотя истории эти одна страшнее другой.
Из-за жадности барона всё приходит в упадок. Альбер, его сын, за неимением средств обносился и выглядит как простой бедняк. В отчаянии юноша идёт с жалобами к герцогу и просит его повлиять на отца. Однако даже приглашение ко двору и заступничество герцога не заставят старого скупца раскошелиться. Чтобы не брать на себя обязательств по содержанию сына, отец обвиняет его в покушении на убийство.
Не выдержав оскорблений, Альбер ссорится со «скупым рыцарем» и в присутствии герцога обвиняет его во лжи. Отец вызывает сына на дуэль. Герцог выгоняет молодого барона, а скупец внезапно теряет силы. Продолжая думать только о своём богатстве, «скупой рыцарь» умирает.

ФРАНЧЕСКА ДА РИМИНИ

Либретто Модеста Ильича Чайковского по драматическому эпизоду
пятой песни «Ада» из «Божественной комедии» Данте Алигьери

Поэт Данте в сопровождении тени Виргилия спускается в Ад. Среди теней грешников, проносящихся мимо, они видят Паоло и Франческу. Призраки подлетают к Данте. Поэт хочет узнать, кто эти несчастные. Их рассказ развёртывается перед ними...
Римини. Дворец Ланчотто Малатесты. Ланчотто собирается в поход против врагов Папы. Перед уходом он приказывает позвать супругу. Ланчотто вспоминает, как обманом завладел ею: когда-то, послав за Франческой брата Паоло, он скрыл от неё, что сам намерен повести её к алтарю. Франческа клялась пред богом быть верною женою Паоло. Лишь приехав в Римини, она узнала, что её муж — уродливый Ланчотто. Душу тирана терзают подозрения: Паоло так красив, так нежен с его супругой. Ланчотто не сомневается в измене жены. Он объявляет ей о походе и оставляет её под охраной Паоло. Франческа готова подчиниться любому решению супруга. Но не подчинения он желает, а любви!
Паоло читает Франческе историю о Ланселоте и прекрасной Гиневре. Не в силах сдержать свои чувства, он падает на колени перед Франческой. Любовники, забыв обо всём, предаются радостям всепоглощающей любви. Из глубины выступает Ланчотто с кинжалом. Вечное проклятье ждёт преступивших обеты. Раздаются раздирающие крики Франчески и Паоло. Их неразлучные тени уносятся в Ад.