Баядерка
балет в 3-х актах, 6-ти картинах
музыка Людвига Минкуса
исполнители
Божок — Антон Плоом
Трио теней — Анастасия Ломаченкова, Эльвира Хабибуллина, Ирина Кошелева
«Баядерка» — один из самых старых балетов русского репертуара.
Премьера спектакля состоялась в 1877 году в Петербургском Большом театре. Секрет его долговечности не только в яркой, упругой и пластичной музыке Л. Минкуса, экзотическом колорите, но и в богатстве фантазии хореографа Мариуса Петипа, в изобилии блистательных танцевальных эпизодов. Русский императорский балет обратился к теме Востока: место действия — Индия, главные герои — храмовая танцовщица (баядерка) Никия и доблестный воин Солор.
Все распространённые в XIX веке представления об Индии — стране факиров, лотосов, слонов и баядерок — собраны здесь воедино, однако балет не стал набором клише. Несмотря на насыщенность восточной экзотикой, индусской мистикой снов и перевоплощений, основополагающей здесь стала тема стремления к счастью, любви и свободе.
И, пожалуй, одним из высших достижений хореографа Петипа можно считать развёрнутую кордебалетную сцену царства теней в третьем акте «Баядерки», построенную по законам классического гран па.
Первый акт
Картина 1
Молодые знатные воины возвращаются с охоты на тигра. Солор поручает факиру Магедавее передать Никии, что будет ждать ее ночью у храма.
Торжественным появлением Великого брамина, жрецов и баядерок — служительниц храма открывается праздник поклонения огню. Кульминация торжества — танец прекрасной баядерки Никии.
Страстная любовь к Никии заставляет Великого брамина забыть о священном сане и связанном с ним обете безбрачия. Он обещает ей все богатства Индии, все, что она пожелает. Но Никия не может скрыть своего отвращения к брамину. Ночь. Тайное свидание Никии и Солора охраняет Магедавея. Солор клянется Никии в вечной любви и верности на священном огне. Великий брамин видит их и намеревается отомстить влюбленным.
Картина 2
Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой лучшего и храбрейшего воина княжества — Солора. Гамзатти счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести, однако он любит Никию и дал ей клятву верности!..
Для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты во дворец приглашают Никию. Появляется и Великий брамин. Рассчитывая погубить соперника, он рассказывает радже о любви Никии и Солора. Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин не ожидал такой развязки, он грозит радже карой богов за смерть баядерки, но Дугманта неумолим.
Гамзатти подслушала этот разговор. Она приказывает невольнице привести Никию и, как бы случайно, показывает ей портрет своего жениха. Никия в отчаянии, она протестует: Солор любит только ее и только ей будет принадлежать. Гамзатти молит Никию отказаться от Солора, но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с любимым. В гневе Никия заносит над соперницей кинжал — подоспевшая невольница едва удерживает ее. Дочь раджи клянется: «Никия умрет!»
Второй акт
Площадь перед дворцом раджи. Помолвка Гамзатти и Солора. Никия, обязанная по обряду танцевать на этом празднике, не может скрыть своего горя. Но вот ей вручают корзину цветов — и надежда, любовь, радость переполняют ее: конечно, торжествует она, это подарок Солора! Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Это — месть Гамзатти. Великий брамин обещает противоядие, если Никия забудет Солора, однако она остается верна своей любви. Умирая, Никия напоминает любимому о его клятве.
Третий акт
Солор безутешен. Его мучит раскаяние. Магедавея, пытаясь отвлечь юношу от тяжелых дум, зовет заклинателя змей. Под звуки флейты Солор забывается сном. Перед ним из мрака возникает царство теней. Длинной вереницей спускаются они с горных уступов. Он видит Никию. Она зовет его...
Обряд бракосочетания Гамзатти и Солора. В символический момент соединения их рук свершается воля богов — мир рушится.
Гибель героев — наказание за клятвоотступничество Солора.
Хореография: Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарёва, Вахтанга Чабукиани, Константина Сергеева (дуэт Никии с Рабом), Николая Зубковского (танец Божка)
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев