Князь Игорь
05 мая 2009 19:00

 

опера в 2-х действиях
музыка Александра Порфирьевича Бородина

3 часа 15 минут
один антракт
исполняется на русском языке
для зрителей старше 6 лет
Князь Игорь
исполнители
Князь Игорь – Николай Копылов
Ярославна – Елена Борисевич
Владимир Игоревич – Дмитрий Головнин
Кончаковна – Наталья Бирюкова
Галицкий – Дмитрий Каневский
Кончак – Карен Акопов

Дирижер — Станислав Кочановский
Постановщики
Либретто: А.П. Бородин на основе «Слова о полку Игореве» и Повести Временных Лет
Постановка: Станислав Гаудасинский
Художник-постановщик: Виктор Вольский
Художник по костюмам: Рафаил Вольский
Хореография «Половецких плясок»: Касьян Голейзовский
Восстановление постановки танцев: Вера Васильева-Голейзовская, Борис Мягков
Режиссёр: Маргарита Куницына-Танкевич
Художник по свету: Михаил Меклер

Премьера: 28 июня 1991 года

«Князь Игорь» Александра Бородина — уникальное явление в русском оперном искусстве. Поиски определения и выражения «русскости» в искусстве и возрождение интереса к теме патриотизма определили суть этого знаменитого произведения. В основе сюжета этой монументальной оперы — памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Текст и музыка оперы писалась в течение 18 лет, но завершены были уже после смерти композитора Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым. Действие оперы прерывается знаменитыми «Половецкими плясками» — яркой вокально-хореографической картиной, давно перешедшей в разряд легенды. Для премьерного спектакля «Князя Игоря» 1890 года дух диких плясок половцев воплотил хореограф Лев Иванов.

В 1909 году для парижских «Русских сезонов» Михаил Фокин создал свою версию танцевальной сюиты. И только в Михайловском театре «Половецкие пляски» идут в уникальной хореографии Касьяна Голейзовского.
Замечательная мелодичная музыка, передающая национальный характер, выразительный массовый танец, то плавный и томный, то яростный и стремительный, в великолепном исполнении артистов Михайловского театра позволят зрителям проникнуть в чарующий мир русской оперы.

Пролог

В Путивле народ ожидает выступления князя Игоря в поход против половцев. Игорь советуется с князьями о выбранном пути для встречи с врагом. Народ величает князя и его войско. Внезапно начинается солнечное затмение. Это «Божье знамение» приводит народ в смятение.

Все советуют Игорю отложить поход. Однако Игорь уверен в правоте своего дела — он идет защищать Русь.

В этом его долг, долг всех русских воинов. Незаметно из строя выходят два ратника — Скула и Ерошка, которые оставляют дружину.

Ярославна прощается с Игорем и умоляет мужа не ходить в поход: ее волнуют недобрые предчувствия. Князь ласково утешает ее и просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, заботиться о ней. Получив благословение Старца, князь Игорь и его сын Владимир вместе с дружиной выступают в поход.

Действие первое

Картина 1

Разгулявшаяся челядь славит Владимира Галицкого. Тут же Скула и Ерошка веселят всех своими шутовскими выходками. Галицкий любит пображничать, однако ему не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря.

Во двор вбегают девушки. Они жалуются Галицкому на его приближенных, укравших их подружку. Галицкий прогоняет девушек и уходит. Разгорячившиеся бражники во главе со Скулой и Ерошкой, расхрабрившись, замышляют мятеж, чтобы посадить Галицкого князем.

Картина 2

Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются ее тяжелые предчувствия. Печаль и тоска сжимают ее сердце. С жалобой на Галицкого и его людей приходят девушки. Княгиня высказывает появившемуся Галицкому свое недовольство его поведением.

Галицкий держится вызывающе. Он грозит, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его. Бояре приносят Ярославне печальные вести: русская рать разбита, Игорь и Владимир в плену. Звон набатного колокола возвещает об опасности — половцы приближаются к Путивлю.

Действие второе

Картина 3

В половецком стане томится в плену князь Игорь.

Вечер. Половецкие девушки танцами и песнями развлекают дочь хана — Кончаковну. Однако все ее мысли поглощены пленным юношей — княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает она часа свидания с ним.

Радостно встречаются влюбленные — молодой князь и Кончаковна. Нежно и пылко признаются они друг другу в любви, мечтают о счастье. Не спится князю Игорю.

Его гнетут тяжелые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощенной врагом, стонущей от грабежей и пожаров.

Крадучись подходит к Игорю Овлур, крещеный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Игорь отказывается. Появляется хан Кончак. С большим уважением относясь к своему пленнику, он старается сделать его своим союзником и даже предлагает отпустить князя совсем, но с условием, что Игорь не поднимет больше меча против половцев. Игорь заявляет, что, как только он обретет свободу, снова соберет рать на борьбу с ханом. По велению Кончака половецкие пленники и пленницы развлекают Игоря и хана плясками.

Картина 4

Ярославна тоскует по князю Игорю. Она уже не верит, что увидится с ним. Обращаясь к Днепру, солнцу, Ярославна ждет от них ответа о судьбе Игоря. Вдали Ярославна замечает двух всадников. В одном из них княгиня узнает Игоря.

Хмельные Скула и Ерошка, завидев князя Игоря и опасаясь возмездия, решают схитрить: колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть — вернулся князь. Народ величает князя Игоря.

Неожиданно наступает солнечное затмение, предвещающее новые беды для русской земли.