Дон Кихот
04 апреля 2019 19:00

 

С УЧАСТИЕМ ИВАНА ВАСИЛЬЕВА

балет в 3-х актах с прологом
музыка Людвига Минкуса

2 часа 45 минут
два антракта
для зрителей старше 12 лет
исполнители
Китри — Ирина Перрен
Базиль — Иван Васильев
Повелительница дриад — Екатерина Борченко
Уличная танцовщица — Валерия Запасникова

Дирижёр — Павел Сорокин
Постановщики
Либретто Мариуса Петипа
Хореография Мариуса Петипа и Александра Горского
В спектакле также использована хореография Нины Анисимовой, Игоря Бельского, Роберта Гербека, Касьяна Голейзовского, Фёдора Лопухова

Общая хореографическая редакция: Михаил Мессерер
Ассистенты: Евгений Попов, Анна Разенко
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев
Художник-технолог по костюмам: Алла Марусина
Художник по свету: Александр Кибиткин
Музыкальный руководитель постановки: Павел Бубельников
Педагоги-репетиторы: Жанна Аюпова, Евгений Попов, Евгения Костылева, Светлана Ефремова, Татьяна Легат, Эльвира Хабибуллина, Анна Разенко, Наталия Цыплакова

Михайловский театр благодарит г-на Тошихико Такахаши за помощь в создании спектакля

Декорации и костюмы изготовлены театрально творческими мастерскими ООО «Возрождение»

Премьера первой постановки в Михайловском театре 21 ноября 1996 года
Премьера новой редакции — 11 апреля 2012 года

Красочный, звонкий, непосредственный, стихийный — все эти эпитеты можно применить к «Дон Кихоту», но ни один не передаст в полной мере то ощущение счастья, которое балет неизменно вызывает у зрителей. Красные плащи тореадоров, переборы гитарных струн, стук кастаньет, кокетливые взгляды из-под распахнутых вееров — на сцену выплескивается очаровательное легкомыслие «балетной Испании». К этому балету исполнители относятся по-особому: он требует виртуозности и выносливости, зато оставляет танцовщикам полную свободу в выборе актерских красок. Можно показать искренность и прямодушие персонажей или же представить их изобретательными притворщиками, сделать акцент на незатейливых бытовых деталях или изобразить «бурные страсти» — палитра неисчерпаема, и в этом один из секретов феноменальной популярности спектакля.

Пролог
Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, отправляется странствовать, чтобы громкими подвигами прославить своё имя. Оруженосцем он назначает Санчо Пансу, человека практичного и к мечтаниям не склонного.

Акт первый
В Барселоне — праздничное оживление. Дочь трактирщика Китри любезничает с влюблённым в неё цирюльником Базилем. Отец Китри, Лоренцо, застав их вместе, прогоняет Базиля. Он хочет выдать дочь за богатого дворянина Гамаша, считая, что цирюльник ей не пара, но Китри наотрез отказывается подчиниться воле отца.
В разгар веселья на площади появляется Дон Кихот со своим оруженосцем Санчо Пансой. Увидев трактирщика, Дон Кихот решает, что это владелец рыцарского замка, и почтительно приветствует его. Трактирщик отвечает Дон Кихоту тем же и приглашает его к себе. Санчо Панса остаётся на площади. Но, когда молодёжь пытается подшутить над ним, Дон Кихот спешит на помощь своему оруженосцу.
Увидев Китри, Дон Кихот принимает её за прекрасную Дульсинею, которая являлась ему в мечтах и которую он избрал своей «дамой сердца». Но Китри уже нет. Она убежала с Базилем. Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот отправляются её разыскивать.

Акт второй

Картина первая
Китри и Базиль скрываются в таверне. Приходят Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот. Трактирщик хочет немедленно объявить о помолвке Китри и Гамаша, но Базиль по уговору с Китри разыгрывает сцену самоубийства. Китри «рыдает» над телом возлюбленного. Дон Кихот в благородном негодовании упрекает трактирщика в жестокосердии и, угрожая оружием, заставляет его согласиться на брак дочери с «мёртвым» цирюльником. И тут Базиль «оживает». Ему уже ни к чему притворяться.

Картина вторая
На поляне около мельницы раскинулся цыганский табор. Здесь же расположился бродячий театр марионеток. Появляются Дон Кихот и Санчо Панса. Хозяин театра приглашает Дон Кихота посмотреть спектакль. Дон Кихот взволнованно следит за ходом пьесы и, забыв, что это театр, бросается на сцену, чтобы с оружием в руках защитить обиженных. Возмущённый несправедливостью, он ломает подмостки, а увидев мельницу, принимает её за злого волшебника, которого должен поразить. Но, зацепившись за мельничное крыло, поднимается в воздух и затем падает на землю.

Картина третья
Израненный Дон Кихот и Санчо Панса в лесу. Дон Кихоту кажется, что лес полон чудищ и великанов. Санчо Панса укладывает Дон Кихота спать, а сам убегает за водой. Дон Кихоту снится, что он видит Дульсинею, «даму своего сердца», в сопровождении амура, окружённую дриадами.
Санчо Панса приводит герцога и герцогиню, охотившихся в лесу, и умоляет их помочь охваченному мечтами Дон Кихоту. Господа пригла-шают странствующего рыцаря к себе в замок.

Акт третий
Замок герцога. Всё готово к торжественному приёму Дон Кихота. Герцог и герцогиня узнали от Санчо Пансы счастливую историю любви Китри и Базиля и любезно позволили справить их свадьбу в своём замке. Дон Кихота и Санчо Пансу просят занять почётные места. Проходит торжественное шествие. Дон Кихот благословляет Китри, которой он помог соединиться с её возлюбленным.
Праздник продолжается. Все благодарят доблестного рыцаря и его верного оруженосца.