Античный миф в камерной музыке
08 декабря 2018 16:00

 

Камерные концерты в фойе бельэтажа

инструментальный цикл

для зрителей старше 6 лет
исполнители

Концертмейстер – Владислав Глуз
В программу вечера вошли «Апофеоз Корелли» Франсуа Куперена, избранные пьесы из цикла «Шесть античных эпиграфов» Клода Дебюсси, «Молодой Аполлон» Бенджамина Бриттена и фрагменты из балета Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет».

«Мифы Древней Греции часто использовались композиторами в качестве литературной основы музыкальных произведений, — рассказывает дирижёр Игорь Томашевский. — Симфоническая поэма „Послеполуденный отдых фавна“ Клода Дебюсси, опера-оратория „Царь Эдип“ Игоря Стравинского, мимическая симфония „Гораций-победитель“ Артюра Оннегера — всё это сочинения для полного состава оркестра. В камерной музыке античные мифы встречаются гораздо реже. Вот мы и решили предложить нашим слушателям подборку из этих немногочисленных сочинений».
Сонату «Парнас, или Апофеоз Корелли», написанную в 1724 году, Франсуа Куперен посвятил своему любимому композитору Арканджело Корелли. По сюжету, придуманному самим Купереном, Корелли приходит к подножию Парнаса и просит муз принять его к себе. Вскоре за восхитительную игру на скрипке композитору предлагают занять место подле Аполлона.

«Шесть античных эпиграфов» Клода Дебюсси возникли благодаря французскому поэту Пьеру Луи, который также оказался автором грандиозной мистификации. Издав в Париже сборник стихов «Песни Билитис», Луи выдал их за перевод сочинений древнегреческой поэтессы Билитис. Сборник пользовался большой популярностью, и в 1901 году поэт решил представить его на сцене. Чтение стихотворений в прозе должно было чередоваться с музыкальными композициями, и именно их поэт заказал Дебюсси. Публика была в восторге. Вскоре стало известно, что Билитис — выдумка самого поэта, но разоблачение никак не повлияло на интерес к сборнику. В 1914 году Дебюсси переработал эти интермеццо в самостоятельные пьесы для концертного исполнения на фортепиано в четыре руки. В программе вечера — три из шести эпиграфов.
Сочинение для фортепиано и струнных «Молодой Аполлон» Бенджамин Бриттен создал по заказу Канадского радио в 1939 году. Эпиграфом для него стали последние строчки из неоконченной поэмы Джона Китса «Гиперион». В поэме рассказывается о победе богов над титанами, а в последних строчках описывается прекрасный бог Солнца, «ослепительный, светящийся жизненной силой». Вдохновителем этого сочинения был Джон Вулфорд, первая романтическая привязанность композитора.

Заключительной частью программы вечера станут фрагменты из балета Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет». «Я остановился на теме Аполлона Мусагета, то есть водителя муз, вдохновляющего каждую из них в её искусстве, — вспоминал композитор. — Число муз я ограничил тремя, избрав Каллиопу, Полигимнию и Терпсихору... Мысль написать музыку, где все бы тяготело к мелодическому принципу, неудержимо меня привлекала. Ведь какая это радость — окунуться в многотембровое благозвучие струн и насытить им мельчайшие частицы полифонической ткани!».

Выйти за рамки основного репертуара и найти способы иначе общаться с публикой — это желание в творческой натуре музыкантов. На его основе естественным образом возникла идея о цикле камерных концертов, где музицирование имеет другую форму и другие правила.

В уютных интерьерах фойе бельэтажа солисты оперы и оркестра представят программы, включающие лучшие произведения камерного музыкального искусства.