История

Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М. П Мусоргского — Михайловский театр — один из ведущих в России. Он знаменит громкими премьерами и великими именами и с момента основания любим публикой.

Блестящая история Михайловского театра началась ещё в 30-е годы XIX века с выбора архитектора здания. Тонкий знаток искусства, Александр Брюллов строил театр, вписывая его в уже сложившийся ансамбль площади Искусств. Фасады выполнялись по проектам Карла Росси для «рифмы» со зданием Михайловского дворца. Брюллов создал волшебную шкатулку — весь блеск императорского театра заключён внутри: серебро и бархат, зеркала и хрусталь, живопись и лепнина. 8 ноября 1833 года новый театр столицы открыл свои двери для первых зрителей, а уже в 1859-м в ходе очередной перестройки под руководством Альберта Кавоса расширилась сцена и третий ярус, появился плафон итальянского художника Джованни Бузатто «Победа просвещения и наук над тёмными силами невежества», и сегодня украшающий зрительный зал.

Со временем театр, носящий имя великого князя Михаила Павловича, стал прочно ассоциироваться с изящными искусствами. В Михайловский съезжался весь петербургский свет, включая двор и императорскую семью. На сцене выступали французская и немецкая труппы, Матильда Кшесинская и Фёдор Шаляпин, Рашель и Сара Бернар, а за дирижёрским пультом не раз стоял маэстро Иоганн Штраус.

После революции 1917 года бывший Михайловский открыл новый сезон в роли второго государственного оперного театра Петрограда; в 1920 году получил название Государственного академического театра комической оперы; в 1921-м был переименован в Малый академический театр, а в 1926-м — в Ленинградский академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ).
В XX веке театр превратился в «лабораторию советской оперы». В 1930-е здесь состоялись мировые премьеры опер «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», балета «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича, в 1940-е — «Войны и мир» Сергея Прокофьева. Здесь появилась новаторская постановка «Пиковой дамы» Всеволода Мейерхольда, впервые увидели свет рампы оперы Сергея Слонимского и Родиона Щедрина.

В 1989 году театру было присвоено имя Модеста Петровича Мусоргского. Оригинальное историческое название вернулось в 2001-м, а спустя шесть лет генеральным директором был назначен Владимир Кехман.

За годы его руководства жизнь на площади Искусств изменилась: сегодня дух эксперимента и новаторства, благодаря которому театр навсегда вошёл в историю искусства XX века, органично сочетается с атмосферой императорского театра.

Балетную труппу возглавляет знаменитый испанский хореограф Начо Дуато, оперную — баритон Борис Пинхасович, пост музыкального руководителя и главного дирижёра театра занимает Александр Соловьев. В театре сложилась сплочённая команда, благодаря которой каждая премьера становится значимым событием в культурной жизни страны. Сегодня в его афише оперная и балетная классика соседствуют с современными постановками, а на сцене театра можно увидеть и молодых талантливых артистов, и признанных звёзд мирового искусства.