Возвращение «Сильфиды». Михайловский театр восстановил старинный балет

31 октября 2016

Возвращение «Сильфиды». Михайловский театр восстановил старинный балет

Возвращение «Сильфиды». Михайловский театр восстановил старинный балет

«Сильфида» — спектакль, на долгие десятилетия утвердивший романтический стиль на балетной сцене и превратившийся в одну из главнейших театральных легенд XIX века, возвращается в афишу Михайловского театра.

Премьерные спектакли пройдут 12 и 13 ноября.


Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра: «В 1975 году на нашей сцене впервые в России был показан балет „Сильфида“ в хореографии Августа Бурнонвиля, и с этого времени он постоянно был в репертуаре. 40 лет — это очень серьезный срок для спектакля, тем более такого тонкого, построенного на полутонах и требующего высочайшей культуры исполнения. Мы приняли решение возобновить балет, изготовив новые декорации и костюмы, поскольку несем ответственность перед следующими поколениями за сохранность старинного шедевра».

Над восстановлением хореографического текста «Сильфиды» работает главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер: «Этот балет можно сравнить с драгоценным зерном, давшим богатейший урожай. В „Сильфиде“ содержится прообраз той формы, которая царила в балете на протяжении многих последующих десятилетий XIX века и из которой выросли такие шедевры, как второй акт „Жизели“ и „Тени“ в „Баядерке“. В ХХ веке своим рождением полностью обязана „Сильфиде“ „Шотландская симфония“ Джорджа Баланчина, и это лишь несколько примеров».

В «Сильфиде» обыденная жизнь маленькой шотландской деревеньки противопоставлена фантастическому миру духов природы. Молодой крестьянин Джеймс очарован прекрасной девой воздуха настолько, что решается оставить невесту; попытка юноши воссоединиться с Сильфидой оказывается губительной для призрачной красавицы.

«Сильфида» — один из немногих в мировом репертуаре балет, полностью сохранившийся до нашего времени. Он непрерывно исполнялся в Копенгагене, в Датском королевском балете, начиная с 1830-х годов. В Ленинграде в 1975 году его поставила Эльза Марианна фон Розен, знавшая все особенности и нюансы стиля Бурнонвиля. Теперь спектакль, полностью обновленный, с новым декорациями, костюмами, сценическими механизмами и тщательно воссозданным хореографическим текстом, продолжит свою жизнь в Михайловском театре.

Главные партии готовят: Анжелина Воронцова, Элла Перссон, Анастасия Соболева — Сильфида; Виктор Лебедев, Джулиан Маккей, Леонид Сарафанов — Джеймс.

• Сценическая история балета «Сильфида» весьма непростая. Хореограф Филипп Тальони поставил балет в Париже в 1832 году для своей дочери танцовщицы Марии Тальони. Чтобы воплотить бестелесный образ, балерина впервые встала на кончики пальцев, поразив современников невиданной прежде техникой. Премьера спектакля стала триумфом для балерины и хореографа. Из Парижа, где балет выдержал больше 150 представлений, «Сильфида» перелетела в лучшие европейские театры, в том числе в Петербург и Москву.

• Август Бурнонвиль занимал должность главного балетмейстера в Датском королевском балете с 1830 по 1877 годы. В 1834 году хореограф на два месяца приехал в Париж, увидел Марию Тальони в «Сильфиде» и был очарован. Перед возвращением на родину он выкупил либретто и через два года создал свою постановку «Сильфиды» в Дании. Тратить деньги на оригинальную партитуру Жана Мадлена Шнейцгоффера он не захотел и предпочел заказать музыку двадцатилетнему норвежскому композитору Херману Левеншёльду. Бурнонвиль сохранил драматургическую канву французского оригинала, но создал собственный хореографический текст, близкий к версии Тальони по стилистике.

• Постановка Бурнонвиля в Датском королевском балете передавалась от поколения к поколению «из ног в ноги» и дожила до наших дней. Между тем балет в постановке Филиппа Тальони сошел со сцены — как во Франции, так и в России. Даже попытка возобновления, предпринятая Мариусом Петипа, не смогла существенно продлить его сценическую жизнь. Уже в 1970-х годах свою вольную фантазию по мотивам не сохранившейся «Сильфиды» Филиппа Тальони создал французский хореограф Пьер Лакотт.

• Своим очарованием «Сильфида» в значительной мере обязана хитроумным сценическим механизмам, которые обеспечивают внезапные появления и исчезновения героини на сцене. Эти приспособления в новом спектакле Михайловского театра основательно модернизированы. Там, где когда-то мускулистый рабочий сцены крутил ручку подъемного устройства, теперь будут работать современные гидравлические механизмы.