Опера Леоша Яначека на сюжет пьесы Александра Островского «Гроза» возвращается в репертуар Михайловского театра

11 ноября 2016

Опера Леоша Яначека на сюжет пьесы Александра Островского «Гроза» возвращается в репертуар Михайловского театра

Опера Леоша Яначека на сюжет пьесы Александра Островского «Гроза» возвращается в репертуар Михайловского театра

Премьерные спектакли 20 и 23 ноября

Современный зритель требует «Грозы»: драматургия Александра Островского переживает настоящий ренессанс, и самые разные театры — в Москве, Петербурге и других российских городах — предлагают новые интерпретации знаменитой пьесы. «Гроза» попадает в такт современных театральных ритмов, словно мир стоит на пороге обновления и тектонических культурных изменений.

Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра: «Михайловский театр в 2010 году впервые в Петербурге представил знаменитую оперу Леоша Яначека — одно из величайших оперных сочинений ХХ века. Тогда спектакль шел под авторским названием „Катя Кабанова“. После перерыва постановка возвращается в репертуар. Теперь на театральной афише — название литературного первоисточника. Символично, что премьерные спектакли „Грозы“ с точностью до дня совпадают со знаменательной датой: мировая премьера оперы „Катя Кабанова“ состоялась ровно 95 лет назад — 23 ноября 1921 года в Брно».

«Катя Кабанова» — абсолютная вершина творчества Леоша Яначека. В ней воплотилось восхищение выдающегося чешского композитора талантом великого русского драматурга. Экспрессивная и при этом тонкая музыка выражает сложнейшую палитру чувств: любовь, страх, отчаяние, мечты о счастье, ощущение неизбежного краха мира, основанного на предрассудках и самообмане.

Сочинение Яначека пользуется популярностью у зарубежных слушателей, но остается редким гостем в российских музыкальных театрах. При этом Яначека, одного из главных оперных авторов первой половины ХХ века, часто называют «самым русским из европейских композиторов», хотя в его музыке трудно найти следы русского фольклора. «Русским» его делает то, что созданные им чувственные женские образы, вдохновленные классической русской литературой, стоят в одном ряду с Лизой из «Пиковой дамы» и Катериной Измайловой из «Леди Макбет Мценского уезда».

Музыкальный руководитель и дирижер постановки — Петер Феранец. Он считает Яначека композитором переломной эпохи: «Впитав славянский фольклор и классическую венскую музыкальную культуру, Яначек пошел дальше, стал одним из творцов нового музыкального языка. Мы представляем одно из лучших его произведений, образец музыкальной зрелости и выразительности».

Режиссёр-постановщик: Нильс-Петер Рудольф
Режиссёр возобновления: Маргарита Куницына-Танкевич
Художник-постановщик: Фолкер Хинтермайер
Художник по костюмам: Сюзанн Бюлер

Главные партии готовят: Татьяна Рягузова, Мария Литке — Катерина (Катя), Дмитрий Головнин, Фёдор Атаскевич — Борис Григорьевич, Дмитрий Карпов, Евгений Наговицын — Тихон Иванович Кабанов, Екатерина Егорова, Наталья Бирюкова — Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха).

• Существует несколько оперных произведений на сюжет «Грозы», первым из которых было сочинение Владимира Кашперова, поставленное в Москве и Петербурге в 1867 году. К драме Островского обращались также композиторы Виктор Трамбицкий, Борис Асафьев, Иван Дзержинский.

• Леош Яначек хорошо знал и любил русскую литературную классику, которая вдохновила его не на одно сочинение. Среди них — оркестровая рапсодия «Тарас Бульба», Первый струнный квартет, навеянный «Крейцеровой сонатой» Толстого, опера «Из мертвого дома» по повести Достоевского, неоконченные оперы «Анна Каренина» и «Живой Труп».

• Яначек сам написал либретто к опере «Катя Кабанова», сократив текст пьесы Островского на треть. Он очистил действие от бытовых подробностей и дал свободу любовным страстям.