«Опричник» в Москве

9 сентября 2021

«Опричник» в Москве

«Опричник» в Москве

Михайловский театр представит самую редко исполняемую оперу П.И.Чайковского

29 сентября, 19:00

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Большая Дмитровка, 17

Спектакль, премьера которого состоялась в мае этого года, был назван «оперным блокбастером» и признан самым ярким событием музыкального сезона в Северной столице. В Москве единственный показ состоится на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

«Опричник» — первое оперное сочинение Чайковского, увидевшее сцену и имевшее зрительский успех. Однако, сам композитор желал переработать партитуру, но так и не успел, как следствие сценическая судьба произведения сложилась непросто — опера попала в число «редко исполняемых». Постановщики оперы в Михайловском театре — режиссер Сергей Новиков и автор музыкальной редакции, дирижер-постановщик Александр Соловьев — ставили себе целью вернуть «Опричника» широкой публике. Получилось захватывающее действие «для тех зрителей, которые ищут в опере кровь и любовь». В «Опричнике» мы слышим ранний оперный опус Чайковского, но уже и в этой партитуре заметно, как раскрывается его подлинный гений симфониста и автора будущих оперных шлягеров.

Литературной основой для оперы послужила одноименная пьеса Ивана Лажечникова. Действие переносит слушателей во времена Ивана Грозного. В центре повествования молодой боярин Андрей Морозов, который мечется между земщиной и опричниной. Желая восстановить честь семьи и вернуть любимую невесту, он приносит страшную клятву опричника. Но последовавшее за этим проклятие матери и испытание от самого царя приводят его к трагическим последствиям.

Премьера в Михайловском театре вызвала шквал рецензий, которые отмечают эмоциональный накал ключевых сцен партитуры и захватывающую, «новую» музыку самого исполняемого русского композитора.

Спектакль стал самой посещаемой оперой Михайловского театра, неслучайно именно этим спектаклем 16 сентября откроется новый сезон, а уже 29 сентября постановка приедет в столицу.

Главные партии исполняют:
Андрей Морозов — Сергей Кузьмин
Наталья Жемчужная — Валентина Феденёва
Федор Басманов — Вадим Волков
Боярыня Морозова — Екатерина Егорова
Князь Вязьминский — Алексей Тихомиров
Князь Жемчужный — Александр Безруков

• «С первых тактов увертюры стало ясно, что взят очень высокий эмоциональный градус... Дирижер Александр Соловьев провел колоссальную работу по адаптации партитуры к постановке: он произвел купюры, которые придали драматургии динамичность и стройность. Спектакль идет меньше трех часов. При этом никакого ущерба музыке не нанесено. Напротив, она лишь выиграла: те фрагменты оперы, которые прокладывают путь к шедеврам Чайковского — «Евгению Онегину», «Пиковой даме», «Иоланте», — звучат выпукло, «делая погоду». МК, 19 мая 2021 года

• «Чтобы адаптировать оперу для современного зрителя, в Михайловском театре чуть подкорректировали оригинал не в ущерб содержанию. Убрали длинноты и повторения — сохранив смысл, но добавив повествованию динамики. При всей запутанности исторического контекста “Опричник” будет понятен зрителю любого возраста и из любой страны». РИА НОВОСТИ, 20 мая 2021 года

• «Реновация осуществлена мастерски... партитура обрела динамизм и большую логичность, а значит убедительность, и заиграла красками. Маэстро Соловьев сумел достичь такого накала выразительности, что заставил подумать: а ведь захватывающая музыка на самом деле в “Опричнике”! Немало сил вложил дирижер в то, чтобы подчеркнуть невероятную лирическую выразительность мелодики Петра Ильича, высветить глубину его драматического пафоса...». Газета «Культура», 22 мая 2021 года

• «В “Опричнике” есть немало драматических сцен, захватывающих эмоциональным накалом и действительно вдохновенной музыкой... В целом обращение к “Опричнику” оказалось удачной идеей: у этой малозвучащей оперы русского классика нет шлейфа постановочной традиции, что позволило режиссеру Сергею Новикову внятно проиллюстрировать музыку и создать крепкую историческую драму». «Музыкальная жизнь», 20 мая 2021 года

• «Сам композитор был строг к своему детищу. “Нет движения, нет стиля, нет вдохновения!” — жаловался он корреспонденту в одном из писем 1874 года. В музыкальной версии Михайловского все три компонента присутствуют, и это, безусловно, главное достижение театра». «Известия», 28 мая 2021 года