Премьера оперы Моцарта «Волшебная флейта»

1 марта 2016

Премьера оперы Моцарта «Волшебная флейта»

Премьера оперы Моцарта «Волшебная флейта»

Впервые на сцене Михайловского театра будет поставлена опера Моцарта «Волшебная флейта».
Премьерные спектакли пройдут 22, 23, 26 марта

Постановка является совместным проектом с Лозаннской оперой (Швейцария)

Спектакль, созданный немецким театральным художником и режиссером Петом Хальменом для Лозаннской оперы, европейская театральная критика считает одной из самых светлых и гармоничных интерпретаций «Волшебной флейты» наших дней. Генеральный директор Лозаннской оперы Эрик Вижье, вместе с безвременно погибшим Петом Хальменом осуществивший постановку в 2010 году в Швейцарии, ставит «Волшебную флейту» на сцене Михайловского театра.

Эрик Вижье, режиссер, генеральный директор Лозаннской оперы: «Уже больше двух веков „Волшебная флейта“ дает публике поводы для рефлексии, заставляет прилагать серьезные интеллектуальные усилия. Каждое новое поколение слушателей видит в этом произведении что-то своё. Бывает, режиссеры делают „Волшебную флейту“ исключительно для глубоких интеллектуалов, или, наоборот, превращают спектакль в цирковое представление. Но если отталкиваться от музыки, то спектакль получается одновременно и трагическим, и комическим, в нем находится место для романтики и для размышлений. Это очень тонкая чувственная работа, внутренняя противоречивость которой и делает последнюю оперу Моцарта такой особенной».

Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра: «Парадоксально, но в Михайловском театре, с его интерьерами, с его чарующей атмосферой, в театре, который, казалось бы, создан специально для музыки Моцарта, „Волшебная флейта“ никогда не ставилась — и вообще Моцарт ставился непростительно редко. Постановкой „Волшебной флейты“ мы восполняем обидный репертуарный пробел и показываем в России один из лучших европейских оперных спектаклей нашего времени, который называют умным, оригинальным и поэтичным. И что немаловажно, эта „Волшебная флейта“ — прекрасный повод для визита в театр всей семьей».

По замыслу постановщика, действие разворачивается в библиотеке герцогини Анны Амалии в городе Веймаре, где хранилась ценнейшая коллекция редких книг и партитур. Поводом для этого решения стал разрушительный пожар 2004 года, в котором сгорела большая часть раритетов, в том числе первое издание оперы Моцарта и наброски Гёте. Пет Хальмен, хорошо знавший это место, поскольку в течение нескольких лет работал в немецком городе, был ошеломлен страшным событием и решил интегрировать его в спектакль. В финальной же сцене библиотека, как будто избежавшая катастрофы, наполнена книгами, тщательно выстроившимися на полках. Таков один из приемов, с помощью которого постановщик выявляет и усиливает дуализм, свойственный опере Моцарта.

«Если в пепел превратилась огромная часть культурного наследия, вы непременно попробуете восстановить здание, заново возведете стены и постараетесь привести в порядок уцелевшие предметы, — поясняет замысел Эрик Вижье. — Необходимость культурного ренессанса — одна из тем нашего спектакля. Постановку можно назвать неоклассической. Пет Хальмен стремился восстановить наследие прошлого, используя его приемы, но смотрел на него взглядом современного режиссера и опирался на современные театральные технологии».

Музыкальный руководитель постановки — Михаил Татарников, дирижер — Гавриэль Гейне.

Главные партии готовят: Тамино — Евгений Ахмедов, Борис Степанов, Паоло Фанале (Италия); Папагено — Дмитрий Даров, Борис Пинхасович, Андрей Тульников, Александр Шахов; Царица ночи — Наталья Миронова, Светлана Москаленко; Памина — Светлана Мончак, Анна Налбандянц, Валентина Феденева; Зарастро — Алексей Тихомиров, Карен Акопов, Александр Бородин, Михаил Казанцев.

• Премьера «Волшебной флейты» состоялась 30 сентября 1791 года в Вене, за два месяца до смерти композитора. Дирижировал сам Моцарт.

• Автор либретто Иоганн Эммануэль Шиканедер использовал несколько сюжетных источников. Первоначально за его основу была взята популярная сказка «Лулу», однако в процессе работы сюжет был перекроен и сильно видоизменился. На премьере автор либретто исполнял роль Папагено.

• В Михайловском театре, при том что история собственной оперной труппы насчитывает без малого 100 лет, оперы Моцарта ставились нечасто: «Похищение из сераля» в 1925 году, «Свадьба Фигаро» в 1936 году, «Дон Жуан» в 1977 и 1997 годах. Концертное исполнение оперы «Дон Жуан» стало ярким событием сезона 2012/13.