Михайловский театр откроет 188-й сезон премьерой балета «Коппелия»

4 сентября 2020

Михайловский театр откроет 188-й сезон премьерой балета «Коппелия»

Михайловский театр откроет 188-й сезон премьерой балета «Коппелия»

2 октября, 19:00
3 октября, 13:00 и 19:00

«Коппелия» Лео Делиба — редкий для балетной сцены образец балета-комедии. Источником либретто послужила новелла Э.-Т.-А. Гофмана «Песочный человек». Мечтательный юноша едва не отверг очаровательную невесту, потому что влюбился в загадочную красавицу с голубыми глазами, которая на поверку оказалась механической куклой.

В основе спектакля чистый классический танец со сложной пальцевой техникой у балерин и виртуозным мужским танцем. Постановщик — прославленный хранитель русской балетной традиции Михаил Мессерер. При создании версии «Коппелии» для Михайловского театра Мессерер использовал элементы постановок своих великих предшественников по жанру классического балета — Артура Сен-Леона, Мариуса Петипа и Александра Горского, а вкус, фантазия и знание традиции подсказали ему, как сочинить целостный спектакль. Автор декораций и костюмов — народный художник России Вячеслав Окунев. Он умело создает атмосферу уютного маленького городка в Галиции, где упорядоченный быт соседствует с мистикой и тайной, а куклы в мастерской Коппелиуса напоминают антикварные раритеты.

Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра: «Уверен, “Коппелия” займет особое место в нашей коллекции спектаклей для семейного просмотра. Первый после пандемии спектакль напомнил мне, как 13 лет назад я начинал свои отношения с публикой с балета “Чиполлино”. Мы делаем “Коппелию” для наших самых любимых зрителей. Остроумная и очень красивая балетная сказка даст им то, что и должен давать театр в первую очередь — особую атмосферу праздника и чуда».

• Мировая премьера «Коппелии» состоялась в Париже 25 мая 1870 года. На спектакле в Гранд-Опера присутствовали император Наполеон III и императрица Евгения. Успех был грандиозный, но из-за начавшейся через 2 месяца франко-прусской войны сценическая история «Коппелии» прервалась, а оригинальная хореография Артура Сен-Леона была почти полностью утрачена.
• Для Артура Сен-Леона «Коппелия» оказалась последним сочинением; он поставил спектакль в год своей смерти, вернувшись в Париж после 10 лет работы в России.
• В разное время к «Коппелии» обращались Джордж Баланчин — для Балета Нью-Йорка, Ролан Пети — для Марсельского балета, Пьер Лакотт — для Школы Парижской оперы, Нинет де Валуа — для Королевского балета в Лондоне.
• История Ленинградского Малого оперного театра во многом связана с «Коппелией». Этот спектакль появился одним из первых в балетной афише МАЛЕГОТа. Поставленная в 1934 году хореографом Федором Лопуховым и художником Михаилом Бобышовым, она выдержала 69 показов. К этой постановке обратились вновь во время Великой отечественной войны: спектакль возобновили, когда театр находился в эвакуации в Чкалове (Оренбурге).
В 1949 году в Малом оперном свою версию «Коппелии» представила хореограф Нина Анисимова; декорации выполнила Татьяна Бруни. Спектакль оставался в репертуаре до 1958 года.
Почти 20 лет, с 1973 по 1992 год, на нашей сцене шла «Коппелия» в постановке Олега Виноградова; костюмы и декорации создал Валерий Левенталь.