Вагнеровский масштаб

9 октября 2018

Вагнеровский масштаб

Вагнеровский масштаб

Анна Буслидзе — совсем молодая певица, в труппе Михайловского театра она провела два сезона. Пока среди ее ролей самая значительная — Керубино в «Свадьбе Фигаро». Звание лауреата престижного Вагнеровского конкурса вокалистов стало ее первым международным успехом.

— Для меня удивительным было уже то, что я смогла пройти сито конкурсного отбора, которое предшествует очному соревнованию. Жюри оценивало записи участников из 80 стран. В Байройт, где в августе проходил первый тур, пригласили 40 вокалистов. Затем конкурс переместился в Карлсруэ, на сцену Баденской штаатсоперы — в полуфинал прошли 18 участников, из России — я одна. Когда после полуфинала мы стояли на сцене и ждали объявления результатов, случился небольшой конфуз. Прозвучала моя фамилия, а я, не очень понимая немецкий, не разобрала сразу, к чему это. Решила, что называют всех участников полуфинала. А оказалось, что уже объявляют тех, кто прошел в финал, нужно было выйти и поклониться. Нас, финалистов, было шестеро. Финал проходит с оркестром, при полном зале, публика покупает билеты. Я пела Фрику из «Валькирии» и Брангену из «Тристана и Изольды». Все участники финала стали лауреатами, места в этой группе не распределяются.

— Считается, что молодым голосам музыка Вагнера противопоказана. Вагнер — для зрелых певцов. Тем, кто только начинает путь в профессию, на прослушиваниях предлагают петь Ольгу, Полину, Любашу. В театре принято начинать с Моцарта или Доницетти. Не могу сказать, что у меня это хорошо получалось, но я занималась с коучами, ездила на мастер-классы, была на стажировках в Норвегии и Германии. Только когда я занялась Вагнером, вместе с его музыкой пришли правильные вокальные ощущения. Как это ни парадоксально, благодаря Вагнеру я смогла спеть моцартовского Керубино.

— Когда я училась в музыкальном училище в Перми, впервые услышала название города Байройт и с тех пор мечтала там побывать. Почему-то я уже тогда чувствовала тягу к Вагнеру. Может быть, потому, что у него очень непросто складывалась музыкальная судьба. Это не Моцарт, который в четыре года сел за клавесин и всех убедил в своей гениальности. Вагнер к своей славе шел долго и не гладко. В Байройте я оказалась, когда возвращалась с конкурса в Нюрнберге, где ничего не получила. Посмотрела дом композитора, фестивальный дом, другие места, связанные с Вагнером. Собственно, в Байройте Вагнер везде, в городе множество его скульптурных изображений, пластиковые статуи Вагнера повсюду и почему-то они синие. И рядом с синим Вагнером его собака — тоже синяя. Это ньюфаундленд Русс, его любимый пес. Он и похоронен рядом с композитором, и за могилой собаки ухаживают так же тщательно, как за могилой его хозяина. Моё детство прошло рядом с ньюфаундлендом по кличке Василий — он был огромный, 90 килограммов, и отлично плавал, как и положено собакам этой породы. В документах его звали Вайс, но мы дома называли его на русский лад. На могиле Вагнера я обратилась к нему с просьбой. Наверное, Василий как-то сумел договориться с Руссом, и композитор решил дать мне шанс.

— Вернувшись из Байройта, я начала оформлять документы, чтобы подать заявку на Вагнеровскую стипендию. В Германии и во многих странах мира существуют Вагнеровские сообщества, своего рода закрытые клубы его почитателей и хранителей традиций. Стипендии я не получила, обратилась слишком поздно, но обнаружила информацию о конкурсе, который проводится раз в три года. К тому моменту у меня в работе уже были его произведения: я готовила Фрику, которую позже спела в финале конкурса, и Эрду из «Золота Рейна». Выбор я делала сама, просто открывала клавиры и искала, что могла бы петь.

— Оказалось, просто подать заявку на участие в конкурсе невозможно. Должна быть рекомендация Вагнеровского сообщества страны, которую певец представляет. В России это общество возглавляют Элла Махрова и Юрий Ярославцев. Они удивились моей просьбе, но прослушали записи и даже помогли организовать небольшой сольный концерт. С их рекомендации и начался мой путь к финалу.

— По своему облику я совсем не похожа на то, как обычно представляют «вагнеровскую певицу»: ни высокого роста, ни мощных плеч, ни светлых кудрей — в общем, «другой масштаб». Но звание лауреата Вагнеровского конкурса дает надежду, что моя профессиональная судьба будет связана с его музыкой.