Выставка «Палех на театральной сцене»

2 сентября 2021

Выставка «Палех на театральной сцене»

Выставка «Палех на театральной сцене»

К премьере балета «Конёк-Горбунок» приурочена выставка «Палех на театральной сцене», размещенная в Каминном зале бельэтажа. Сценография нового спектакля вдохновлена стилем палехских росписей, и выставка рассказывает, что в истории нашего театра уже были подобные — и весьма успешные — постановки.

Жизнерадостная и яркая лаковая миниатюра Палеха появилась как стиль иконописи и к началу XIX века достигла расцвета. В послереволюционные годы сюжеты изменились: от ликов святых палешане перешли к хороводам, тройкам, жар-птицам, к темам из Пушкина, Лермонтова, Горького, к пионерам и Красной армии. Невероятный успех сопутствовал палешанам на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. Вскоре работы в этом стиле украсили стены дворцов культуры, санаториев, гостиниц.

Лёгкость и безмятежность искусства Палеха, которое «сверкает многоцветием мотылька, оперением райской птицы, порхая над взбаламученным миром», обеспечило ему достойное место на театральной сцене. Первым таким опытом стала работа в Кинешемском драматическом театре в 1920-х годах, где палешане создали декорации для «Грозы» и «Снегурочки». В 1934 году художники Палеха работали с Ленинградским этнографическим театром, где планировалась к постановке «Песнь о Степане Разине», в 1938–39 годах — с Ленинградским театром марионеток над спектаклем «Руслан и Людмила». В нашем театре бригада палешан под руководством Николая Парилова оформила балет «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1949) и оперу «Кащей Бессмертный» (1950). Дышит Палехом сценография поставленного в 1947 году балета «Чудесная фата» — художник Георгий Мосеев использовал палехские мотивы, создавая свой мир русской сказки. Внимание наших гостей привлекут бережно сохраненные эскизы декораций и костюмов, макеты и театральные плакаты.