Выставка к 135-летию со дня рождения Самуила Самосуда

7 мая 2019

Выставка к 135-летию со дня рождения Самуила Самосуда

Выставка к 135-летию со дня рождения Самуила Самосуда

14 мая исполняется 135 лет со дня рождения народного артиста СССР Самуила Абрамовича Самосуда, с именем которого связана целая эпоха жизни ленинградского Малого оперного театра.

К знаменательной дате приурочена выставка «Профессия: дирижер», открытая в Каминном зале бельэтажа. Портретные фотографии дирижёра и его современников, представленные на экспозиции, дают возможность познакомиться с некоторыми моментами неповторимой биографии Самуила Абрамовича и мгновениями жизни людей с ним связанных.

Под началом Самосуда «рождённый революцией» коллектив МАЛЕГОТа первым представил советскому зрителю главные европейские новинки: «Прыжок через тень» (1927) и «Джонни наигрывает» (1928) Эрнста Кшенека, «Колумб» (1929) Эрвина Дресселя, мировые премьеры «Носа» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1934) Дмитрия Шостаковича, положил начало многолетней сценической судьбе эпопеи Сергея Прокофьева «Война и мир» (1946). Славе «лаборатории советской оперы» театр во многом обязан дирижеру, связавшему с творческой судьбой МАЛЕГОТа свою собственную, личную судьбу. Самосуд первым воплотил эти партитуры в сценические произведения, он боролся за них, преодолевая недоверие к новой форме, содержанию, языку. Упорно и терпеливо работал с молодыми композиторами, творчески участвовал в самом процессе создания музыки, искал новые оркестровые средства и приёмы.

Удивительная интуиция позволяла дирижёру безошибочно угадывать будущих гениев музыки и театра XX века: Шостаковича, Акимова, Дмитриева, Покровского, Прокофьева, Баланчина. Безусловный новатор в области оперного искусства, он привлекал к работе лучших режиссёров и художников. Один из ярких примеров — сотрудничество с Мейерхольдом, чья сценическая версия «Пиковой дамы» (1935) по-прежнему остаётся предметом интеллектуальных дискуссий.

Поразительное чувство театра, умение не только слышать, но и «видеть» музыку, потрясающая творческая смелость и небоязнь эксперимента, — лишь немногие качества великого музыканта, память о котором живёт сегодня не только в театральном доме на площади Искусств.