Вячеслав Окунев путешествует во времени вместе с «Дон Кихотом»

20 июля 2012

Вячеслав Окунев путешествует во времени вместе с «Дон Кихотом»

Вячеслав Окунев путешествует во времени вместе с «Дон Кихотом»

Балет «Дон Кихот», вернувшийся на сцену Михайловского театра, по праву можно назвать «путешественником»: его судьба в равной степени связана с Москвой и Петербургом.

Премьера балета в хореографии Мариуса Петипа состоялась на сцене Большого театра в 1869 году, тремя годами позже он был перенесен в Мариинский театр. На рубеже XIX-XX веков к балету обратился Александр Горский. Он создал на основе хореографии Петипа свою версию, которая также была перенесена из Москвы (1900) в Петербург (1902). Михайловский театр представляет обновленную версию постановки Горского. Художник-постановщик Вячеслав Окунев рассказал о том, как создавались декорации к спектаклю в Михайловском театре.

— Мои декорации к «Дон Кихоту» — это фантазия на тему первых постановок. У спектакля богатая история, и мне хотелось передать атмосферу старого театра, в котором создавался этот балет. Я изучал гравюры, на которых сохранились изображения декораций Шангина, Исакова, Шеньяна к постановке 1870-х годов; сценография «Дон Кихота» в Михайловском — это попытка вернуться к истокам.

Каждое действие спектакля имеет свой колорит, как в музыке, так и буквально — в декорациях. Первый акт — яркий и легкомысленный, действие происходит солнечным испанским днем, отсюда и теплые золотисто-красные оттенки. Тент, «натянутый» над сценой, — традиционный сценографический прием конца XIX века. Создавая вечерний кабачок для второго акта, я вспоминал картины старых мастеров, писавших «бодегонес» — жанровые сцены в тавернах. У них позаимствована цветовая гамма из темных умбристых тонов с вкраплениями охры. В «цыганской» сцене использован графический прием: на фоне сумеречного неба резко выделяются силуэты декораций и танцовщиков. Видение Дон Кихота представляет райские кущи, наполненные фантастическими для русского зрителя пальмами; ирреальность происходящего подчеркнута изумрудной гаммой декораций и холодными, полупрозрачными тонами задника. В последнем акте действие происходит во дворце, и ордерные декорации написаны по канонам перспективной живописи XIX века.