02.08.2012

Вячеслав Окунев о театральном плакате

Главный художник Михайловского театра Вячеслав Окунев поделился впечатлениями о выставке авторских театральных плакатов, которая в начале сезона открылась в фойе бельэтажа.

— Для зрителя театр начинается не «с вешалки», а с картинки, увиденной на театральной тумбе. Плакат спектакля — это прямое обращение к публике. И чаще всего поход в театр начинается здесь: зритель останавливается, удивляется, читает и... идёт за билетом.

Нельзя представить себе театральный пейзаж Ленинграда 1940-1960-х годов без плакатов Николая Акимова, а в 1970-е годы — без эффектных причудливых плакатов-картин Игоря Иванова. Плакаты Михайловского театра — в этом же ряду; это отражение времени, его художественных и эстетических поисков.

Обычно плакаты делали авторы декораций и костюмов спектакля: они вводили зрителя в атмосферу представления ещё до его начала. Яркий пример — плакат к балету «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; он был выполнен художниками Палеха под руководством Николая Парилова по мотивам декораций, которые они создали для спектакля. Для зрителя как бы приоткрывался занавес в фантастический мир русской сказки. Неповторимым авторским почерком отличаются плакаты Татьяны Бруни к балетам «Мнимый жених» и «Доктор Айболит». Их характеризует лёгкая «французская» манера мастера. Её узнаешь сразу по живописным пятнам и точным решениям силуэтов. Эти графические листы — настоящие произведения искусства, что ставит их в один ряд с лучшими образцами французского плаката начала XX века. Еще одно выдающееся произведение живописного искусства — плакат к балету «Гаянэ» художника Завена Аршакуни. В холодном зимнем Ленинграде яркий и броский плакат мастера воспринимался диковинным восточным цветком. Это очень важно в искусстве плаката — контекст и фон, на котором он помещён.

Семидесятые годы прошлого века — своеобразный ренессанс театрального плаката. Популярный в среде творческой интеллигенции польский художественный журнал «Project» был окном в мир европейских художественных экспериментов. Не без его влияния в Ленинграде появились новые неожиданные решения. В ряду новаторских театральных постеров — плакатный триптих к знаменитому спектаклю Олега Виноградова и Юрия Любимова «Ярославна». Художник Сурен Захарьянц предложил решение жёсткое и броское. Таким же был и спектакль, рассказывающий современным языком летописную историю о походе князя Игоря.

Плакат к опере Пуччини «Джанни Скикки» — работа, выполненная Вячеславом Окуневым и Ириной Пресс. Это пример увлечения авторов творчеством Сальвадора Дали с его разномасштабными фигурами и соединением классики и современности. Опера была решена языком неореалистического кинематографа (ставил её режиссёр Александр Петров), а история в основе сюжета — из Данте; мы старались отразить в плакате это смешение времён.

К авторским, экспериментальным решениям можно отнести плакат Ирины Пресс к балету Олега Виноградова «Ромео и Джульетта». Этот плакат — белый лист с набросками итальянской сепией поворотов торсов и балетных стоп. Детали давали точный абрис манеры балетмейстера, который ставил балет о современниках, убирая этнографические и традиционные наслоения. Среди лучших экспонатов выставки — плакаты Валерия Доррера к опере Глюка «Ифигения» и Аллы Коженковой к балету «Царь Борис». А в целом всё собрание — это примеры разных по концепции, но почти всегда успешных работ авторов-сценографов, в художественном решении которых соединяются сцена и реклама, и где присутствует ёмкий и яркий образ спектакля.
Подробнее Смотреть галерею