«Всей душой превратиться в лебедя»

10 июля 2019

«Всей душой превратиться в лебедя»

«Всей душой превратиться в лебедя»

Для молодой балерины Юлии Лукьяненко этот сезон стал важным шагом в карьере. Она станцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», роль, о которой мечтает каждая балерина. В своем первом интервью артистка рассказывает, что привело ее в балет и как складывается ее профессиональная судьба.

— Впервые я увидела балет еще в родном Севастополе. Это было «Лебединое озеро». Мы с мамой долго ждали, пока поднимут занавес. Я спросила, почему не начинают, а мама ответила, что балерины сейчас завязывают тесемки на пуантах. «Завяжут и начнут», — сказала она. Теперь я знаю, что их завязывают за полчаса до начала, и артисты заранее выходят на сцену в костюмах.

— Мне всегда казалось, что я могу станцевать Одетту-Одиллию, могу ее прочувствовать. В этот спектакль я входила постепенно. Сначала я танцевала в кордебалете, потом — в тройке больших лебедей и невесту. В конце прошлого сезона мне предложили попробовать подготовить главную партию, а в октябре у меня уже была премьера. Это настоящая проверка для балерины. Не скрою, после премьеры у меня были некоторые разочарования. Возможно, из-за небольшого опыта и волнения не все получилось, как я себе представляла. Второй раз Одетту-Одиллию я станцевала в июне, и все прошло более гладко, я была спокойнее. Девочки из кордебалета помогали, поддерживали, желали удачи.

— По моим ощущениям, белый образ сложнее. Хотя, казалось бы, чтобы танцевать Одиллию, нужна отточенная техника, нужно сделать 32 фуэте. Но Одиллия — коварная, роковая красавица, и музыка убедительная, это придает смелости. А Одетта трепетная, она пугается, и ты ощущаешь себя хрупкой. По сути, это ловушка, надо преобразиться в трепетное создание, но при этом сохранить уверенность, которая необходима для исполнения сложного хореографического текста. В адажио второго акта движений немного, и нужно его наполнить внутренним состоянием, пропеть каждую ноту, всей душой превратиться в лебедя. Если просто исполнять текст руками и ногами, будет неинтересно. На этой сцене встречи с принцем и зарождения чувств держится весь спектакль.

— Во время подготовки роли я смотрела много видео с разными балеринами. Ульяна Лопаткина мне кажется эталоном в этой партии. Также у меня была возможность вживую увидеть Полину Семионову. Когда она у нас танцевала Одетту-Одиллию, я тоже участвовала в спектакле. Я заметила, что не настолько она робкая и пугливая, она прежде всего королева лебедей — роскошная и уверенная в себе.

— В работе над ролью помогает все: музыка, костюмы, атмосфера спектакля. Надеваешь пачку, делаешь макияж, на тебя надевают перья — смотришь на себя в зеркало и понимаешь, что ты птица.

— У меня было два разных партнера, два разных Зигфрида. Первый спектакль я танцевала с Виктором Лебедевым, второй — с Эрнестом Латыповым. Их уверенность и навыки мне помогали. Я думаю, что так всегда должно быть: если у кого-то из артистов премьера, партнер должен быть опытным.

— Нынешний сезон для меня третий. Сольные партии стали появляться у меня с прошлого года: Фея в «Золушке» и Фея Сирени в «Спящей красавице», трио одалисок в «Корсаре», трио теней в «Баядерке», тройка больших лебедей в «Лебедином озере». В этом сезоне помимо Одетты-Одиллии у меня был дебют в роли Повелительница дриад в «Дон Кихоте». Нередко второстепенные партии могут быть сложнее, чем ведущие. Например, Фея Сирени или Повелительница дриад. Одной вариацией нужно доказать, что по праву занимаешь это место на сцене. Это сложно, а должно казаться очень легким. Повелительницу дриад мне помогала готовить Татьяна Николаевна Легат, она — хранительница всех основ, классики, у нее колоссальный опыт, она все образы объясняет вплоть до каждого пальчика. У нас в театре есть уникальная возможность каждую партию готовить с разными педагогами. Одетту-Одиллию со мной начал репетировать Михаил Григорьевич Мессерер, а дальше меня готовили Эльвира Хабибулина. Над Феей Сирени я работала с Жанной Аюповой. У каждого педагога можно подобрать что-то в свою копилку опыта, а еще они — источник поддержки. Даже делали мне небольшие подарочки перед спектаклем, оставляли в гримерной. Это такая старинная балетная традиция, когда педагоги своим ученикам перед премьерой делают памятные подарки. Для меня это было особенно ценно.

— В детстве принято отдавать детей в разные кружки, и я пришла в хореографическую студию. Мне повезло, там был хороший педагог, которая окончила Пермское хореографическое училище. Она меня заметила, увидела, что у меня есть способности. Я там занималась всего пару лет, и она посоветовала мне идти учиться дальше. Но из Крыма ехать, например, в Петербург было очень далеко, поэтому мы решили, что я буду учиться в Киеве. Мне было 10 лет, когда я начала жить в общежитии. Сразу стало понятно, что путь будет непростым. В Севастополе не было балетной школы высокого уровня и балетных спектаклей, на которых можно учиться. Только когда я оказалась одна в другом городе, я осознала, какой путь впереди. Родители ко мне приезжали раз в неделю: в одни выходные — папа, в другие — мама. Из Севастополя до Киева путь неблизкий, 18 часов на поезде. Сейчас, когда вспоминаю, вроде бы не так все было плохо, а тогда мне это казалось катастрофой. Я много болела, случались травмы. Но первые успехи вдохновляют. На выпускных экзаменах меня заметил Михаил Григорьевич Мессерер и пригласил работать в Михайловский театр.