Венская классика и венский салон

12 апреля 2019

Венская классика и венский салон

Венская классика и венский салон

20 апреля в фойе бельэтажа состоится инструментальный камерный концерт «Венская классика и венский салон». Прозвучат сочинения Людвига ван Бетховена и Фрица Крейслера.

«Классическая музыка зиждется на трех композиторах — это Гайдн, Моцарт и Бетховен. Вена, где они жили и творили, к XIX веку уже обрела статус музыкальной столицы Европы. В это время там начинают складываться разнообразные формы лёгкой музыки, из которых рождается салонный стиль: вальсы Штраусов, венская оперетта, городской фольклор, — рассказывает концертмейстер Владислав Глуз. — Для нашего концерта в качестве классического образца мы выбрали Весеннюю сонату Бетховена. Ее легкий строй по духу близок обаятельным миниатюрам Крейслера, которые представят салонный стиль».

Пятая соната — одно из самых известных сочинений Бетховена, в которой воплотились талант молодого композитора, его стремление к освоению новых форм и экспериментам, способность глубоко мыслить и яркими мазками доносить до слушателей свои идеи и фантазии. Бетховен крайне редко давал названия своим сочинениям. Однако образность его музыки была столь яркой, что за многими из них закрепились заглавия, данные потомками уже после смерти композитора. Так было с Аппассионатой, с Лунной сонатой. Произошло это и с Весенней сонатой, которой как нельзя лучше подходит такое заглавие. В этой музыки угадывается весеннее пробуждение природы.

Фриц Крейслер — выдающийся музыкант, обладатель не только виртуозной скрипичной техники, но и большого композиторского таланта. Родившийся и выросший в Вене Крейслер с детства был окружен самыми интересными и выдающимися людьми своей эпохи. Уже в 9 лет юный музыкант с золотой медалью окончил Венскую консерваторию, одним из его педагогов был Антон Брукнер. В 18 лет музыкант отправился на гастроли в Россию, где его ждал большой успех. Однако нестандартная, своеобразная манера игры была не только ценным даром, но и серьезным препятствием на пути его карьеры — он не прошел по конкурсу в группу вторых скрипок Венской оперы. Зато Сергей Рахманинов, у которого с Крейслером в течении многих лет был ансамбль, писал: «Лучшим скрипачом считается Крейслер. За ним идет Яша Хейфец, или рядом с ним».

Как композитор Фриц Крейслер нередко обращается за вдохновением к музыкантам прошедших эпох и как бы шутя выдает свои сочинения за транскрипции произведений Луи Куперена, Николы Порпоры, Гаэтано Пуньяни. Когда мистификация раскрылась, разразился громкий скандал, впрочем, композитора это только позабавило. Также Крейслер был мастером изящных музыкальных миниатюр. Эти пьесы пользовались большой популярностью в венских музыкальных салонах, а теперь станут украшением нашего камерного вечера.