Вена-Париж-Петербург

26 июня 2018

 Вена-Париж-Петербург

Вена-Париж-Петербург

Постоянные зрители Михайловского театра скучают по Борису Пинхасовичу, исполнителю партии Фигаро в «Севильском цирюльнике», Папагено в «Волшебной Флейте», Елецкого в «Пиковой даме» и многих других. Артиста часто приглашают ведущие оперные дома Европы. Его ближайшее выступление в родных стенах состоится 14 июля, а пока Борис часто звонит и рассказывает о своих европейских приключениях.

— Эта весна преподнесла мне сюрприз. Казалось бы, график артиста расписан на сезоны вперед, но даже тут есть место для неожиданностей. Я должен был улетать в Париж в первых числах мая, чтобы принять участие в подготовке премьеры «Бориса Годунова» на сцене Оперы Бастиль. Но в конце апреля совершенно неожиданно меня позвали в Венскую оперу. У них случился форс-мажор, и меня пригласили спеть Фигаро в «Севильском цирюльнике». В Вене меня знали только по успешному прослушиванию, но на сцену там я ни разу не выходил. Венская опера входит в первую тройку музыкальных театров мира. Для меня это неожиданное приглашение в каком-то смысле было стрессом. У меня не было ни одной оркестровой репетиции и даже спевки с дирижером. За небольшой промежуток времени удалось пройти только несколько мизансцен. Постановка очень старая, безумно известная — Базилио пел еще Николай Гяуров, Графа Альмавиву — Фриц Вундерлих. Красивейший спектакль: действие, происходящее на трех этажах дома Дона Бартоло, ветхие, пропитанные потом величайших людей костюмы — все это было, конечно, важным антуражем. Но исполнить главную партию Фигаро без оркестровой репетиции, без знания сцены и возможности попробовать на ней свои силы было большим испытанием. Эта неделя была чудовищная по эмоциональному состоянию.

Венцы довольно чопорные, но уже после первого акта овации были оглушительные. Моя судьба была решена: меня искренне поздравляли и дали спеть и второй, и третий спектакли в серии. Это стало началом нашего сотрудничества. Мне предложили там постоянную работу. От этого приглашения я отказался, но мы составили совместное расписание на 2020-21 годы.

Самое главное, что к этому выступлению я подготовился на своей родной сцене в Михайловском театре. Премьера «Севильского цирюльника» открывала нынешний сезон, и вместе с концертмейстером Натальей Дудик мы проделали огромную репетиционную работу. Поэтому я с такой легкостью влетел в постановку в Вене. Без сделанного в родном театре ничего бы этого не было: ни такой уверенности, ни такого порхания в партии. Наташа вбила в меня Фигаро на века, за что я ей крайне признателен. Что-то, конечно, пришлось доучить, были какие-то новые для меня купюры, но основная работа была сделана в Петербурге.

— После первого спектакля в Вене я вернулся в Париж. День репетировал в Парижской опере партию Андрея Щелкалова, на следующий — летел на спектакль в Вену. И вот так я отпел там три «Севильских цирюльника». Мне сказали, что в Вене давно не слышали такого Фигаро и таких оваций. А постановка идет уже 50 лет! Тогда я понял, что несмотря на всю эту теплоту и душевность нашей публики, она у нас очень сдержанная — как в Европе, душой на амбразуру никто не бросается.

— 7 июня, после месяца репетиций, состоялся первый премьерный показ «Бориса Годунова» в Париже. Всего запланирована серия из 12 спектаклей. Постановщик бельгиец Иво ван Хове — драматический режиссер, было не всегда очевидно, чего он от нас хочет. Но в целом никакого накала не было, и если говорить об особенностях работы над русской оперой во Франции, то самое приятное — что все русские и все друзья. Дмитрий Головнин — тенор из нашего театра, бас Максим Михайлов, тенор из Большого театра Максим Пастер, то есть все, с кем мы часто пересекались на других европейских сценах. Образовалась теплая компания во главе с Ильдаром Абдразаковым, в которой мы прекрасно проводим время: в свободный день лежим на лужайке, пьем красное вино, ведем неспешные душевные разговоры. Идея пригласить русских исполнителей принадлежит Владимиру Юровскому. Музыкальный руководитель настоял, что великую русскую музыкальную драму должны исполнять русские артисты.

— Последнее время на Западе модно ставить русскую оперу. Режиссеры к этому подходят по-разному. А в целом русская опера — это, конечно, тренд. Вот прошел в Париже «Борис Годунов», значит в Метрополитен опере или в Ла Скала обязательно тоже будет. У меня так сложилось, что этих «Борисов» будет много. Следующий спектакль у меня в Амстердаме в сентябре, потом в Ковент-Гардене следующим летом, а потом вновь с Ильдаром Абдразаковым в Монте-Карло аж в 2021 году. То есть это тенденция — провести ту или иную русскую оперу по величайшим оперным сценам мира.

— Во Франции мне придется еще задержаться. 8 июля у нас должен состояться концерт в Оранже. Его организаторы — опера Монте-Карло — пригласили меня и нашего главного дирижера Михаила Татарникова, потому что мы уже давно с ними работаем. Это будет вечер русской музыки в старинном римском амфитеатре. Я буду петь заключительную сцену из «Евгения Онегина» с замечательной певицей Оксаной Дыкой и арию Роберта из «Иоланты».

— Я никогда не гнался за популярностью, у меня нет цели покорить все театры мира. Пусть все идет, как идет. Я сейчас много предложений отсеиваю. После Вены, как лавина, накатилась на меня волна приглашений. Но для меня важно, чтобы оставалось время для Петербурга. Это мой дом, это моя родина, здесь мои корни.