Великая Фея Сирени

15 июня 2017

Великая Фея Сирени

Великая Фея Сирени

16 июня Алле Осипенко исполняется 85 лет. Великая русская балерина выходила на нашу сцену на пике своего творческого пути, а десятилетие назад стала педагогом-репетитором Михайловского театра. Мы счастливы, что можем прикоснуться к одной из величайших балетных легенд XX века.

— Всем артистам, с которыми Алла Евгеньевна работала у нас, она смогла привить любовь к театру. Она сама пришла в балетный мир фанатично, — рассказывает директор балетной труппы Михайловского театра Андрей Кулигин. — Её творческая судьба — это пример полного неприятия компромиссов и абсолютная одержимость искусством.

Впервые об Алле Осипенко заговорили в 1953 году, когда Константин Сергеев назначил недавнюю выпускницу хореографического училища, одну из последних учениц Агриппины Вагановой, на партию Феи Сирени в новой редакции балета «Спящая красавица».

— Незадолго до премьеры она торопилась в театр и упала, выходя из трамвая, прямо на площади, — рассказывает Андрей Кулигин. — А все потому, что из трамвая решила выйти в жете. Тротуар — не сцена, она подвернула ногу и не смогла станцевать премьеру. Но позже станцевала и запомнилась в этой партии навсегда. А дальше все пошло по фантастической траектории. Какая у нее была экспрессия, какая неудержимость! В советское время балерина с хорошим классическим амплуа, танцующая всю классику, вдруг начинает танцевать у Якобсона, потом у Эйфмана. Она любила и умела внедряться в новое, даже в такое новое, что могло показаться провокацией. Но у нее хорошее чутье, так как за всю свою карьеру она ни разу не встретилась с плохими балетмейстерами, хотя работала с новаторами, героями своего времени.

В нашей балетной труппе есть артисты, у которых с Аллой Евгеньевной сложились свои особые отношения.

— Этот человек — это подарок всей моей жизни, именно она сделала меня в профессии, открыла мне много тайн, облагородила и воспитала, — рассказывает Сабина Яппарова. — Вместе с ней я пришла в Михайловский театр. Она дала мне очень много, я уверена, что без её участия я не состоялась бы. Я всегда слушала её открыв рот, всегда была готова принять все, что она говорила, все впитывала. Когда у меня есть возможность, я ей всегда звоню, но разговоры у нас непростые. И даже сейчас, говоря об Алее Евгеньевне, я очень волнуюсь. Этот человек в моей жизни появился не просто так, не просто проходящий персонаж. О том, что она мне передавала, я могу рассказывать часами, вплоть до того, как вести себя вне сцены, за кулисами, учила женским хитростям. Это переходит всегда в какие-то личные примеры, истории из жизни.

— Помню, как однажды на гастролях все гуляли, а она со мной занималась в номере гостиницы. Привязывала свой тяжелый ботинок к моей ноге, и я её качала. Алла Евгеньевна в это время рядом курила сигарету. Я очень уставала и мечтала, чтобы она рассказала мне какую-нибудь историю — это дало бы передышку. Она умела вбить образ, она заставляла понимать, о чем вообще ты танцуешь. Высокоинтеллектуальный человек, она не терпит посредственность на сцене, глупость и незнание того, что вообще человек делает. Пустоты в голове она на дух не переносит. Мы постоянно ходили с ней по выставкам, знакомились с литературными первоисточниками, обсуждали их — и всегда много спорили.

— Моя первая встреча с Аллой Евгеньевной состоялась задолго до предложения сыграть роль Осипенко в фильме «Рудольф Нуриев. Прыжок в свободу», — вспоминает Светлана Бедненко. — В 2013 году руководство Михайловского театра предложило мне подготовить с Аллой Евгеньевной партию Одетты-Одиллии. Я только начинала работать в этой труппе, и хотя много раз станцевала Одетту-Одиллию на других сценах, Алла Евгеньевна помогла мне открыть эту партию заново. В репетиционной работе самым важным критерием для нее остается художественная выразительность: каждое движение и даже взгляд должны быть не просто осмыслены и воплощены технически, но и наполнены глубоким эмоциональным содержанием.

— В процессе подготовки к съёмкам я старалась узнать как можно больше о совместной работе Осипенко с Рудольфом Нуриевым, её взаимоотношениях с Натальей Дудинской. Пересмотрела все видеозаписи, которые нашла в интернете. В прошлом году я приезжала к ней на день рождения. Она была рада меня видеть и, как мне показалось, осталась довольна фильмом. В этом году в день её рождения у нас в театре «Дон Кихот», я буду занята в спектакле, но обязательно лично поздравлю Аллу Евгеньевну при первой возможности.

— У меня в кабинете висит картина с букетом сирени — это подарок от Аллы Евгеньевны, работа её вдохновленного поклонника, — рассказывает Андрей Кулигин. — Такие букеты сопровождают её всю жизнь. И сейчас в день рождения великой балерины весь Петербург благоухает цветущей сиренью.

Весь коллектив Михайловского театра желает Алле Евгеньевне здоровья и долголетия.