Творческое наследие Симона Вирсаладзе

24 декабря 2019

Творческое наследие Симона Вирсаладзе

Творческое наследие Симона Вирсаладзе

В Каминном зале бельэтажа 24 декабря открылась выставка, посвященная наследию выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе.
Симон Багратович Вирсаладзе (1909–1989) родился в Тифлисе. В детские годы совмещал занятия рисованием и хореографией. Когда он определял свой дальнейший жизненный путь, изобразительное искусство победило. Но и с танцевальной культурой он не расставался, навсегда остался преданным балету и заслужил репутацию одного из лучших художников балетного театра в ХХ веке.

Художественное образование, начатое в столице Грузии, Вирсаладзе продолжил в Москве, а завершил в Академии художеств в Ленинграде. С нашим городом связана значительная часть профессиональной жизни художника. С 1937 до начала 1960-х года он работал в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова, в эти же годы сотрудничал с Малым оперным театром, где оформил семь спектаклей. Параллельно работал в кинематографе, создавал костюмы к фильмам Григория Козинцева «Гамлет» и «Король Лир». Теснейший творческий союз, сложившийся в Ленинграде между Симоном Вирсаладзе и Юрием Григоровичем, продолжился в Москве. Хореограф не раз называл художника своим полноправным соавтором. Их совместные постановки на сценах Кировского и Большого театров — балеты «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Щелкунчик», «Спартак», «Иван Грозный», «Спящая красавица», «Золотой век», «Ромео и Джульетта», «Раймонда» — утверждают новые принципы сотрудничества художника и балетмейстера: создание единого живописно-хореографического действия, соединение живописи с танцем. Вирсаладзе в своей театральной эстетике искал пути для воплощения музыкальной драматургии, для динамического развития пластических и цветовых мотивов. Его творческий метод часто называют «живописным симфонизмом».

На сцене МАЛЕГОТа были поставлены семь спектаклей в оформлении Симона Вирсаладзе: балет «Ашик-Кериб» на музыку Асафьева (1940), оперы Верди "Фальстаф«(1941) и «Сицилийская вечерня» (1952), балет «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1950), балет Кара Караева «Семь красавиц» (1953), балет Адама «Корсар» (1955) и балет «Баллада о любви» на музыку Чайковского (1959). Постановка оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», задуманная в 1946 году, в условиях начавшейся холодной войны осталась неосуществленной.

На выставке «Семь спектаклей Симона Вирсаладзе» представлены эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Фальстаф», «Сицилийская вечерня», «Шехеразада», «Семь красавиц», «Корсар», «Порги и Бесс», а также эскизы декораций к неизвестному спектаклю.