Симфонический концерт на сцене театра

7 марта 2023

Симфонический концерт на сцене театра

Симфонический концерт на сцене театра

В числе оперных и балетных названий, составляющих основу репертуара Михайловского театра, особое место занимают шедевры Петра Ильича Чайковского.

«Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» в хореографии Начо Дуато открывают зрителям свежий взгляд на балетную классику. «Евгений Онегин» — спектакль, который принёс театру три «Золотые маски», вызывает провокационные споры о границах режиссёрской оперы. 40 лет насчитывает сценическая судьба легендарной «Пиковой дамы» и 20 лет — «Иоланты», показывая, что классическое прочтение партитуры может иметь не менее благородную историю. Одна из громких премьер последних лет — великолепный «Опричник». Уникальную дирижёрскую интерпретацию ранней, редко исполняемой в России оперы Чайковского в Михайловском театре критики называют образцовой.

Концерт симфонической музыки — возможность посмотреть на творчество любимого композитора с другой стороны. 11 апреля оркестр Михайловского театра исполнит знаменитые симфонические произведения Чайковского. За пультом — автор программы, главный дирижёр и музыкальный руководитель театра Александр Соловьев. Скрипка — лауреат международных конкурсов Ольга Волкова.

"Концерт для скрипки с оркестром (1878) и Пятая симфония (1888) — сочинения, в чём-то противоположные, — рассказывает дирижёр. — Первое создано в пору творческого подъёма, второе — в момент страшных сомнений в себе и правильности выбранного пути. Первое брызжет жизненной силой, энергией молодости, радостью; второе заглядывает за неведомый предел существования, пытается найти ответы на главные вопросы бытия.

Музыка Концерта для скрипки с оркестром написана всего за месяц. Она полна здорового веселья, красоты, витальности. Здесь почти отсутствуют тематические контрасты: образы лишь дополняют друг друга; здесь нет столь присущей Чайковскому трагедийности, драматизм отсутствует; зато безраздельно властвуют гармония и радость.

Пятая симфония стала для Чайковского своего рода испытанием. После завершения Четвёртой симфонии проходит более десяти лет, и композитор пытается переосмыслить тему Рока и его влияния на Человека, размышляет о попытках выстоять и победить в борьбе с судьбой. До сих пор эта музыка заставляет исполнителей и слушателей каждый раз решать загадку, связанную с финалом сочинения. Так кто же побеждает: Добро или Зло; Человек или Рок? Выдающиеся дирижёры трактовали финал по-разному; подчас — радикально противоположно. Скажем, известно, что исполнение Кусевицкого 1943 года современники восприняли как торжество сил света. Концепция Мравинского, напротив, была трагической: великий дирижёр настаивал на том, что окончание симфонии должно звучать по-настоящему страшно. Для меня одним из самых художественно убедительных стало исполнение Пятой симфонии замечательным дирижёром Арнольдом Кацем. Его концепция во многом сформировала и моё отношение к этому сочинению. С моей точки зрения, Пятая симфония — прежде всего, драматический рассказ о жизни человека, который ищет свой путь, борется с искушениями, выстраивает отношения с Провидением. Однако все усилия лирического героя словно обречены: близость победы оборачивается поражением; под маской любви скрывается измена. В самый трагический и переломный момент, когда герой, казалось бы, должен сдаться и погибнуть, он принимает свою судьбу и готов нести свой крест. Вот здесь-то и происходит чудо. Потенциальное поражение становится истинной победой и торжеством человеческого начала. То, что должно было стать трагедией, становится гимном Человеку".