Музыкальный мир романтизма

23 октября 2018

Музыкальный мир романтизма

Музыкальный мир романтизма

3 ноября симфонический оркестр Михайловского театра дает концерт в Большом зале филармонии. Слушателей ждет встреча с сочинениями, входящими в золотой фонд музыкальной классики. В первом отделении прозвучат сюита из «Пера Гюнта» Грига и «Вариации на тему рококо» Чайковского, во втором — фрагменты музыки Бизе к драме «Арлезианка», «Мефисто-вальс» Листа и хореографическая поэма «Вальс» Равеля. Дмитрий Юровский, представитель легендарной музыкальной династии, которому в этот вечер предстоит встать за дирижерский пульт, предваряет концерт небольшим комментарием.

— Возможно, это наша генетическая черта. Так же как мои отец и брат, я считаю, что о музыке нужно разговаривать. При малейшей возможности я стараюсь обращаться к слушателям и рассказывать им о сочинениях, которые исполняются — и я обязательно сделаю это на концерте в Большом зале филармонии. Основной акцент — на вальсах Листа и Равеля, которые добавлены в программу по моей инициативе. Они очень логично и естественно встают вокруг «Арлезианки», у них есть общее. Это общее — их особая пластичность, не случайно музыка для «Арлезианки», хотя и создавалась для драмы, а не для балета, активно используется хореографами, существует несколько ее хореографических версий. С другой стороны, вальсы Листа и Равеля, созданные, казалось бы, в то время, когда вальс был прежде всего музыкой для танца, показывают его совсем в другом ракурсе: в этих произведениях есть история и драматургия. Не всё можно найти и прочитать; это относится к тому, что я собираюсь рассказать слушателям на концерте. Музыку можно слушать по-разному. Я имел возможность убедиться неоднократно: когда я разговариваю с публикой о музыке, которую исполняю, они слушают ее по-другому. О вальсах Листа и Равеля я говорил только в России уже четырежды, в Москве и в Новосибирске, и еще четыре раза в разных странах Европы — в Италии, Германии, Бельгии. Слушателям это нужно, это может изменить их восприятие, особенно на концерте с такой объемной программой. Я бы сказал, что она представляет музыкальный мир романтизма, причем с разных сторон — славянской, германской, франкофонной. Впрочем, речь не идет о национальности композиторов, в музыкальной поэтике Грига, к примеру, присутствует славянские мотивы, так же как у Чайковского — немецкие. С особым чувством готовлюсь к концерту, где к замечательной музыке добавлю еще и несколько слов от себя, постараюсь сформулировать свои личное отношение к ней.