«Театральный человек» Валентин Урюпин

24 апреля 2019

«Театральный человек» Валентин Урюпин

«Театральный человек» Валентин Урюпин

Валентин Урюпин этой весной был удостоен Премии президента России для молодых деятелей культуры. Главного дирижера Ростовского академического симфонического оркестра нередко можно увидеть за пультом в Михайловском театре. 24 и 25 апреля он продирижирует спектаклями «Ромео и Джульетта». 1 мая в Большом зале филармонии маэстро вместе с нашим оркестром представит музыкальную программу, которая в мае 1942 года ознаменовала окончание безжалостной блокадной зимы.

— Первомайский концерт в Большом зале филармонии много значит для петербуржцев. Его программа идентична той, что звучала в этот день в 1942 году. Чувствуете ответственность?

— Безусловно я чувствую ответственность. И прочтение, которое мы предложим, будет, уверен, не проходным и не формальным. Другое дело, что это наша миссия на каждом концерте. Мне кажется, для концерта в мае 1942 невозможно было выбрать более подходящее сочинение, чем Пятая Чайковского. Она, мне кажется, очень «петербургская» по складу, в отличие от «московской» Четвертой. И конфликт ее — не с демонами внутри человека, а с внешней суровой силой.

— Вы продирижировали множеством спектаклей в Михайловском театре, а теперь с нашим оркестром представите симфоническую программу. Как идет работа?

— В оркестре царит творческая атмосфера, заинтересованность. Всегда присутствует искренность в музыке и желание выкладываться, что нелегко в условиях репертуарного театра. Ну, и главное: они профессионалы, которым по плечу очень сложные задачи. Мы никогда не играли вместе симфоническую музыку, и я очень рад предстоящей встрече.

— Вы часто выступаете в Петербурге. Сложились отношения с городом?

— Я счастлив, что бываю здесь. Для меня Петербург — одно из самых желанных мест в мире.

— Вы руководите симфоническим оркестром, а также имеете большой опыт работы в музыкальных театрах. Чему отдаете предпочтение?

— Сейчас театра в моей жизни несколько меньше, чем симфонической музыки. Но это не более, чем этап. Я театральный человек, и без оперы моя жизнь будет неполной. Вообще говоря, эти две сферы очень взаимосвязаны. Театральный опыт помогает на сцене, и наоборот.

— Любите эксперименты? Например, концертные программы из редко исполняемых произведений? В таких историях есть риск остаться непонятым.

— Риск быть непонятым есть всегда, но без него нам грозит стагнация. Думаю, тут важно не стараться кого-то удивить, а играть то, что искренне хочешь играть и создавать атмосферу, которая откроет новую или редко играемую музыку для всех. И потом, не стоит недооценивать ум и пытливость современного слушателя. Многие с большим интересом пойдут слушать музыку Ретинского, Видмана или Адамса, чем что-то уже много раз услышанное.

— Вы играете на кларнете. Вас называют «самым титулованным российским кларнетистом» — 25 побед на международных кларнетовых конкурсах. Помогает ли дирижеру опыт музыканта-инструменталиста и навык слышать музыку изнутри оркестра?

— Я уже не самый титулованный — выросло новое поколение замечательных кларнетистов, чему я невероятно рад. Я продолжаю и буду продолжать играть на кларнете, оставить инструмент для меня немыслимо. Камерная музыка с коллегами или выступления с оркестром — пусть нечасто, но я рад выходить на сцену. В будущем очень хочу в спокойной студийной обстановке записать несколько дисков и продолжать играть новую музыку. Может быть, даже вдохновить кого-то на ее создание.

— Вас считают одним из самых успешных молодых дирижеров страны. Есть секрет успеха?

— Возможно, со стороны это так выглядит. И я благодарен за возможности, которые сегодня есть. Но в итоге мне интересно только одно — глубже постигать мир музыки, а через него — мир человека. Когда удается проникнуть в какие-то секреты, это и есть мой личный успех. Но впереди огромная работа.