Стекло, металл, кожа

1 ноября 2019

Стекло, металл, кожа

Стекло, металл, кожа

9 ноября программа «И классика, и авангард» продолжит инструментальный цикл камерных концертов в фойе бельэтажа. Классику представит Седьмая симфония Феликса Мендельсона, современный авангард — Квартет N1 Александра Сердюкова, «Зима» из цикла «Времена года» Алексея Крашенинникова и Tango en skai Ролана Диенса — Алексея Крашенинникова.

— Для этого концерта мы собрали необычную программу. Вместе с симфонией одного из самых ярких представителей романтизма в музыке Феликса Мендельсона прозвучат сочинения петербургских композиторов Алексея Крашенинникова и Александра Сердюкова, — рассказывает концертмейстер Алексей Лукирский. — На наших камерных концертах мы впервые обращаемся к музыке, созданной нашими современниками и коллегами.

Квартет № 1 для двух скрипок, альта и виолончели Александра Сердюкова состоит из двух частей, одна из которых — Allegro — была написана специально к конкурсу имени Альфреда Шнитке в 2002 году. Отвечая требованиям конкурса, автор переосмыслил тему Agnus dei из Второй симфонии советского композитора. Сочинение получило высшую оценку жюри и признание слушателей. Первая часть была создана тремя годами позже.

Премьера «Времен года» для камерного струнного оркестра Алексея Крашенинникова состоялась весной 2019 года. Автор признается, что вынашивал идею создания цикла много лет. Близкая и понятная каждому тема не может устареть и у каждого художника претворяется по-своему: нет ограничений для фантазии и выбора художественных средств. В цикле четыре самостоятельные части, которые могут исполняться отдельно. На нашем концерте прозвучит «Зима». В этом сочинении помимо струнных в партитуру вводятся такие экзотические инструменты, как хрустальные бокалы, на которых музыканты играют смычком, и детский металлофон. Это необычное сочетание создает сказочную палитру красок: бокалы звучат, как маленький орган, а металлофон уносит в воспоминания о зимних праздниках.

Tango en skai Ролана Диенса было создано в 1985 году для гитары; сам композитор был виртуозным гитаристом. Нередко, поддаваясь на провокацию автора, название пьесы переводят как «Небесное танго». Но skai — это не небо, а одна из марок искусственной кожи. Так Диенс намекает на пародийный характер своей музыки. Специально для нашего концерта Алексей Крашенинников создал переложение для струнного оркестра.