Старинная музыка в Эрмитаже

29 апреля 2018

Старинная музыка в Эрмитаже

Старинная музыка в Эрмитаже

6 мая в пространстве Большого Итальянского просвета Эрмитажа прозвучит музыка в старинном стиле. О различиях в понимании термина «старинный стиль» и правилах «игры в аутентизм» размышляет дирижер Игорь Томашевский.

— Программа этого концерта выстраивалась очень долго. Мы искали разные формы понимания «старинного стиля», — рассказывает Игорь Томашевский. — Есть музыка, которая содержит отсылку к образцам прошлого, например, «Сюита в старинном стиле» Альфреда Шнитке или «Ария в классическом стиле» Марселя Гранжани. И есть настоящая музыка давно прошедших эпох, которая имеет определенную традицию исполнения. Это различие в понимании феномена старинного стиля мы хотим уловить и обозначить.

— При исполнении барочной музыки наш камерный оркестр стремится приблизиться к аутентичному исполнению и звучанию. Обычно, когда речь заходит об аутентизме, у просвещенного слушателя возникает масса вопросов. Не дожидаясь их, сразу скажу, что с точки зрения музыканта наиболее конструктивной представляется позиция Николауса Арнонкура. Отец-основатель аутентичного исполнительства был уверен, что оно как таковое не должно быть самоцелью. Примерно так же, как для Шенберга додекафонная система не являлась целью, но средством. Арнонкур культивировал следующий подход: важно чтобы музыка была живой, вызывающей неподдельный эмоциональный отклик у слушателя. Я с уважением отношусь к традиционным ансамблям, которые специализируются на аутентичном исполнительстве. Например, знаменитый Оркестр эпохи Просвещения использует старинные инструменты, меняет строй инструментов в соответствии с предполагаемыми стандартами прошлых эпох. Для них это действительно важная составляющая музыкальной практики. Но возможен и другой путь: ограничиться отдельными элементами, дающими отсылку к прошлому, прежде всего это касается штриха и фразы. Главное, чтобы это было интересно, живо и благозвучно. Поэтому я думаю, что элементы аутентичного исполнительства могут присутствовать в совершенно различных интерпретациях.

— Исполнение музыки Генри Пёрселла ставит перед музыкантами много задач. Мы представим одно из самых популярных его сочинений — сюиту для струнных «Абделазар, или Месть мавра». Также в программе прозвучит Концерт для гобоя и камерного оркестра ре минор Алессандро Марчелло, композитора не очень известного широкой публике. Арии Скарлатти и Генделя примечательны тем, что голос в них звучит в диалоге с солирующими духовыми инструментами, что в контексте стилистики барокко создает исключительно интересный звуковой эффект.

— По ходу концерта мы постепенно приблизимся к музыкальным стилям XX столетия. Сочинения Шнитке и Гранжани представляют исключительный интерес как для слушателей, так и для музыкантов. Например, широко известен факт, что Шнитке отказывался выходить на поклоны, когда исполняли его «Сюиту в старинном стиле». Композитор считал, что это сочинение настолько вторично, что оно ему как будто бы и не принадлежит. Музыкальный материал большей части этих пьес был изначально написан Шнитке как музыка для кино. Оригинальная авторская «Сюита в старинном стиле» для скрипки и фортепиано в дальнейшем была многократно переложена для различных инструментальных составов и солистов. В нашем концерте прозвучит версия замечательного петербургского композитора Григория Корчмара для камерного оркестра с солирующим клавесином. Музыкальный стиль Шнитке часто характеризуют как эклектичный. Действительно, в его сочинениях могли соседствовать блюз, менуэт и элементы рок-музыки. Однако очевидно, что композитор подробно продумывал стилистические построения в каждом своем сочинении, чтобы они максимально соответствовали оригинальному замыслу.