«Спектакль – главное событие дня»

13 апреля 2022

«Спектакль – главное событие дня»

«Спектакль – главное событие дня»

Звезды Большого театра — всегда желанные гости нашей балетной сцены. Элеонора Севенард и Денис Родькин 28 апреля в «Дон Кихоте» будут танцевать Китри и Базиля.
Гармония знаменитого дуэта складывается из двух индивидуальностей — и ответы на наши вопросы артисты давали, не спрашивая подсказки у партнера.

— Давайте начнем с традиционного вопроса. Как готовитесь к спектаклю?

Э.С. «Дон Кихот» у меня «в ногах», как мы говорим, я танцую его в Большом театре, танцевала на гастролях. Тем не менее каждому спектаклю предшествуют репетиции. В репетиционном зале проходим сольные вариации, дуэты, обговариваем с партнером мизансцены, настраиваемся на то, чтобы действие развивалось естественно и легко.

Д.Р. Главное — выспаться. Перед таким жизнерадостным спектаклем, как «Дон Кихот», нужно быть абсолютно отдохнувшим. У артистов балета странный режим: вечером допоздна спектакль, а на следующее утро нужно идти на класс, поэтому может накапливаться определенная усталость. Для «Дон Кихота» требуется физиологически идеально подготовленное тело. Поэтому прежде всего — выспаться и отдохнуть. Потом, уже в театре, делаю очень качественный разогрев, во время спектакля разогреться не получится.

— Приходите в театр заранее или в последнюю минуту?

Э.С. В день спектакля прихожу в театр заранее. Всегда приходила заранее, в сейчас — «сильно заранее». Это дает дополнительное спокойствие. Перед спектаклем многое нужно сделать, а спешка могла бы отразиться на настрое. Нужно сделать прическу, макияж, разогреться — лучше пусть время останется, чем нервничать, что не успеваешь.

Д.Р. Драматические актеры могут себе позволить прийти на спектакль за несколько минут, в балете это исключено. Выйти на сцену, не размявшись и не разогревшись, рискуешь получить травму. Поэтому в день спектакля прихожу в театр часа за три до начала: разогреваюсь, делаю грим, распрыгиваюсь. Именно так: уже в костюме, на сцене, перед тем как поднимется занавес, обязательно выполняю серии больших прыжков.

— В день спектакля выбираете уединение или предпочитаете общаться с коллегами?

Э.С. Энергию нельзя растратить до спектакля, ее нужно беречь и отдавать только на сцене. Поэтому я не люблю общаться в день спектакля. У всех артистов это так: спектакль — главное событие дня, мы сосредотачиваемся, сохраняем себя для сцены.

Д.Р. Перед спектаклем лучше побыть одному — чтобы никто не трогал, не звонил, не донимал просьбами о билетах. Конечно, я рад помочь, но не в день спектакля. А после спектакля, когда кипит адреналин, хочется его обсудить, пообщаться.

— Гримируетесь сами или отдаете себя в руки специалистов?

Э.С. В Большом театре меня гримирует Римма Петровна. Она работает там дольше, чем я живу на свете. Она еще Майю Михайловну Плисецкую гримировала. На гастроли она меня «собирает». Готовит головные уборы, цветы, например, подвивает лепестки розы, которая у меня в волосах, — это ведь не настоящий цветок. В диадеме специально обрабатывает камешки, добивается того, чтобы они сверкали, как настоящие драгоценности, иногда они тускнеют от лака, и она их протирает специальным составом.
На гастролях я обычно гримируюсь сама. Проверяю, чтобы все элементы прически были прочно закреплены. Мне нужна уверенность, что на спектакле не будет никаких досадных случайностей. В Михайловском театре это будет мой первый спектакль, и я еще не решила, как поступить. Я знаю, что здесь тоже работают замечательные мастера, так что, может быть, я все-таки решусь довериться гримерам.

Д.Р. 12 лет я работаю в Большом театре, и гримеры хорошо знают моё лицо. Оно, как говорится, у них «в руках». Это сложная профессия, навыки вырабатываются годами, и в Большом театре доверяю себя гримерам. А если куда-то еду, гримируюсь сам. В хореографическом училище был курс по гриму, так что вполне справляюсь.

— В какой момент вы начинаете чувствовать себя персонажем спектакля? Когда просыпаетесь? Входите в театр? Накладываете грим? Надеваете сценический костюм? Выходите на сцену? На финальных аплодисментах?

Э. С. Когда звучит увертюра. При первых звуках музыки я чувствую себя частью спектакля. До этого момента — нет. Всегда находятся какие-то частности, которые отвлекают, что-то надо доделать, поправить. Начинает звучать музыка — и это все уходит, я уже Китри.

Д.Р. Когда надеваю костюм и в костюме что-то пробую на сцене, я уже Базиль.

— Элеонора, в жизни чувствуете себя Китри?

Э.С. В любом спектакле можно найти те элементы, которые балерина привносит от себя. В «Дон Кихоте» это особенно проявляется. Китри невозможно танцевать, не передавая ей что-то от своего характера. Я бы сказала, что этот балет очень жизненный, там масса мизансцен, которые, если не сделать их достоверно, не сработают, будет не смешно. Их можно делать только «из себя», иначе зрители почувствуют фальшь.
Поначалу, когда я впервые её станцевала, меня упрекали, что моя героиня слишком интеллигентная, по-петербургски классичная, не похожая на Китри московской сцены. Ведь вагановская школа предполагает классическую сдержанность. Но с опытом приходит свобода. И в обычной жизни это тоже проявляется.

— Денис, а вы в жизни хотя бы отчасти бываете Базилем?

Д.Р. Когда я впервые в 2016 году танцевал «Дон Кихот», мне казалось, что это не моё. Но Базиль может быть очень разным — роль дает большой творческий простор. Мой персонаж более «интеллигентный», чем это принято, не «рубаха-парень». И общее между нами — мною и моим героем — все-таки есть. Это чувство юмора. Когда общаюсь с друзьями, люблю пошутить, Базиль тоже склонен к шуткам.

— Какую часть «Дон Кихота» любите больше: веселье на площади, цыганский табор, сцену сна, финальное па-де-де, автограф-сессию у служебного входа?

Э.С. Когда спектакль заканчивается, и, если он прошел на высоком уровне, и все получилось, и можно выдохнуть — это самое приятное. Но в целом «Дон Кихот» всегда дарит массу положительных эмоций. Особенно я люблю картину сна. Там у меня чисто классическая вариация — и на фоне испанских танцев она выглядит особо чистой, рафинированной.

Д.Р. Люблю и первый акт с весельем на площади, и свадебное па-де-де — его особенно. Именно в нем мой Базиль может показать свою «интеллигентность» — в чисто классических движениях, где не должно быть никаких народных элементов.

— Как восстанавливаетесь после спектакля?

Э.С. В «Дон Кихоте» энергия восполняется! Кордебалет подхлопывает, подстукивает кастаньетами, да даже само присутствие артистов на сцене очень чувствуется. Когда в зале я репетирую без кордебалета, чувствую себя совсем не так. А на волне спектакля усталости не ощущается. И со зрителями происходит постоянный энергообмен. Это очень важно. На следующий день может быть тяжелее, но это нормально, это часть нашей профессии. Тогда стараюсь работать на репетициях чуть менее напряженно.

Д.Р. Всегда по-разному. Бывает, что после спектакля чувствую себя лучше, чем до него, — спектакль может дать чувство бодрости.

— Ваше любимое занятие в свободное время?

Э.С. Если накануне был спектакль, стараюсь просто подольше побыть дома. Может быть, немножко погулять. А если особой усталости нет, тогда выбор намного больше.

Д.Р. Работы очень много, и свободного времени почти не бывает. Если усталость накапливается, мне важно, чтобы хотя бы сутки были посвящены не балету.