«Спартак»

9 февраля 2011

«Спартак»

«Спартак»

29, 30 апреля, 1, 15 и 16 мая 2008 года пройдут премьерные спектакли героической премьеры Михайловского театра: балета «Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Георгия Ковтуна.

Сегодня в мире существует более 20 версий постановки, однако лишь некоторые стали вехами балетного искусства. В основном, все версии балета следуют либретто Николая Волкова, написанному в 1933 году. «Спартак» Леонида Якобсона (Кировский театр, 1957 год; Большой театр, 1962 год) — это легенда, рассказанная новым языком пластики, заимствованной хореографом из античных барельефов, созданная из необычной танцевальной материи и лишенная стандартных балетных пачек и пуантов. «Спартак» Юрия Григоровича (Большой театр, 1968 год) — героический балет, где мощь Спартака схлестывается с силой Красса. Здесь иначе история интерпретирована языком танцевального симфонизма.

Хореограф Георгий Ковтун, создавший новый балет на основе собственного либретто, представит петербургским зрителям свою версию событий, разыгрывавшихся в Римской империи в I веке до н.э. Помимо впервые возникших сюжетных перипетий, хореограф знакомит зрителей с новыми именами и новыми характерами: Валерии, возлюбленной Спартака, Сабины, наложницы Красса, Элаиды, старой куртизанки. В либретто вошли красочные сцены гладиаторских сражений, вакхических оргий, экстатических пиров. Один из самых мужских балетов, напоенный удалью гладиаторов и римских легионеров, «зазвучал» по-новому благодаря сценам женских гладиаторских боев. Рождение хореографического решения балета совпало с рождением художественного оформления. Роскошь и изнеженность римской знати, «античный гламур» подчеркнут уникальные декорации по эскизам Вячеслава Окунева. С трех сторон сцену будет обрамлять 36-метровый задник. Специально для этого балета было создано несколько сотен различных костюмов. Однако у солистов на сцене появится серьезный соперник: живые тигрицы, готовые состязаться в мягкости прыжка и элегантности движений как с гладиаторами, так и с куртизанками. Первые репетиции — знакомство артистов балета и животных уже состоялось.

Уникальным решением стало появление в балете двух партий, которые будут исполнять блистательная балерина, народная артистка России, ныне педагог-репетитор Михайловского театра Алла Осипенко и народный артист СССР, балетмейстер Никита Долгушин. Художественный руководитель балета Михайловского театра Фарух Рузиматов подчеркнул важность преемственности поколений в балете. Без звезд старых новые не появляются: рождение новых, динамичных артистов напрямую связано с академической традицией, непременная составляющая которой — взаимодействие юных солистов с опытными танцовщиками именно на сцене. «Я с удивлением и радостью принял приглашение танцевать в спектакле, — говорит Никита Долгушин. — К тому же с такой замечательной балериной, как Алла Осипенко. Последний раз мы выступали вместе на вечере, посвященном ее юбилею, и теперь мне снова представилась такая возможность. Несмотря на то, что у нас довольно маленькие роли, — они не проходные и технически довольно трудные». «Я рада, что в этом балете смогу выступить в роли опытной женщины, которая не скрывает своего возраста», — говорит Алла Осипенко. Еще одной «изюминкой» спектакля станет участие в нем художественного руководителя оперной труппы Михайловского театра Елены Образцовой. «Римский пир был настоящим произведением искусства: это изысканные угощения, прекрасные танцовщицы, лучшие певцы, — комментирует хореограф Георгий Ковтун. — Мы с музыкальным руководителем постановки попытались приблизиться к воплощению на сцене подобного пира — и так родилась идея привлечь Елену Образцову, с которой мы очень давно знакомы».