Соло на контрабасе

3 апреля 2018

Соло на контрабасе

Соло на контрабасе

8 апреля в фойе бельэтажа состоится камерный вечер музыки для контрабаса.

«Почему сегодня вы всё играли на полтона ниже?», — интересуется слушатель у контрабасиста после концерта. «У меня сегодня ботинки на каблуке», — отвечает музыкант.

— Знаменитый анекдот эпохи джаза может служить иллюстрацией того, как на протяжении веков относились к виртуозности партий для нижнего регистра и к тем, кто мог бы их исполнять, — рассказывает контрабасист Михайловского театра Герман Железовский. — Сольные партии для контрабаса в сочинениях академических композиторов появились довольно поздно, в середине XVIII века. Возможно, это было связано с довольно специфическим звуком инструмента. Его томную глубину было сложно оценить в полном ревербераций пространстве церквей и соборов, а ведь именно откуда берет свое начало так называемая композиторская музыка. Другое дело — концерты камерные.

Одним из первых, кто решил, что голос контрабаса выгодно звучит не только в унисон с «более высокими» инструментами, но достоин и сольного высказывания, был итальянский композитор и виртуоз Доменико Драгонетти. Он поднял престиж инструмента, и вслед за ним в Италии появилась целая плеяда мастеров, которые великолепно понимали специфику контрабаса. Среди них можно особо выделить Джованни Боттезини: он первым начал широко использовать флажолеты, знал, каким образом выделить инструмент из звучания оркестра. Одним из примеров может служить его знаменитое сочинение «Passiona Amorosa» для двух контрабасов с оркестром, которое станет одним из стержневых номеров вечера 8 апреля.

— Мы надеемся, что слушатели оценят сочинение молодого новозеландского композитора Майкла Норриса, созданное для трех контрабасов. Его музыка созвучна сочинениями эпохи романтизма, но в то же время совершенно очевидно, что ее написал наш современник, —продолжает музыкант. — Также на концерте прозвучат маленькая лирическая сюита на темы Исаака Дунаевского и «Мелодия» Антона Рубинштейна в переложении Авдея Мирзоева. Имя этого петербургского композитора и мастера музыкальной транскрипции мало известно широкому кругу слушателей. Но в среде профессиональных музыкантов, интересующихся сольно-контрабасовой игрой и оригинальными переложениями для этого инструмента, он имеет культовый статус.

Еще одним из значимых номеров вечера станет Концерт для контрабаса с оркестром № 3 Франца Антона Хоффмайстера. Знатокам истории музыки он известен как основной издатель сочинений Моцарта, выпущенных при жизни композитора. Но мало кто помнит, что через несколько лет после смерти гения Хоффмайстер полностью покончил с коммерческой деятельностью и посвятил себя музыкальному творчеству.

— В конце вечера мы исполним «Moon River» Генри Манчини в переложении для четырех контрабасов, — завершает рассказ Герман Железовский. — Мелодия этой песни завоевала всемирную популярность в 1961 году. Тогда на экраны вышел оскароносный фильм «Завтрак у Тиффани», в котором её исполняла Одри Хепбёрн. А завершим вечер поп-хитом группы Bee Gees «Stayin’ Alive», ставшим гимном эпохи диско благодаря фильму «Лихорадка субботнего вечера».