Сила и слава «Сельской чести»

17 февраля 2020

Сила и слава «Сельской чести»

Сила и слава «Сельской чести»

Пьетро Масканьи в мечтах видел себя вторым Верди, но всемирная слава пришла к нему не благодаря большим романтическим операм, таким как «Вильям Ратклиф» на сюжет из Гейне, а после премьеры «Сельской чести». В ней жестокие сицилийские страсти сплетены с рутинным бытом маленького городка, а музыкальный язык сочетает эмоциональную напряженность и чувственность. «Сельская честь» стала манифестом нового оперного направления — веризма, и обессмертила имя автора. Это произошло 130 лет назад; показ оперного шедевра Масканьи на нашей сцене 11 марта отдает дань юбилейной дате.

Опера создавалась в очень короткие сроки, музыка и либретто были написаны почти одновременно. Нужно было успеть к конкурсу, объявленному в Милане. 8 марта 1890 года «Сельская честь» была признана лучшей среди 73 сочинений, представленных на конкурс, а еще через два месяца в Риме триумфально прошла ее премьера.

Музыку из «Сельская чести», сами того не подозревая, знают миллионы людей: ее темы использованы в саундтреке к киноэпосу Френсиса Форда Копполы «Крестный отец», который уже несколько десятилетий остается «эталоном» криминальной драмы. При всей популярности оперы постановщики редко позволяют себе покушаться на реалии, прописанные в либретто. Любовь, измена, ревность, убийство — сюжет сжатый, похожий на стремительно распрямившуюся пружину, органично смотрится в натуралистическом обрамлении простой повседневной жизни. Среди многочисленных постановок есть всего несколько примеров, когда режиссеры переносили место или время действия. Например, такую попытку предпринял театр в английском Лидсе: Северная опера пригласила для постановки режиссера Каролину Софуляк, которая перенесла действие в коммунистическую Польшу.

В Михайловском театре «Сельская честь» идет в постановке режиссера Лилианы Кавани. Эстетика неореализма, когда каждая мизансцена выстроена с точностью кинокадра, в полной мере соответствует духу веризма. Спектакль появился в нашем репертуаре благодаря инициативе Елены Образцовой, для которой роль Сантуццы на пике карьеры была одной из самых любимых. Примечательно, что Сантуцца — одна из немногих партий, изначально написанная для сопрано, где нередко пробуют себя меццо. На нашей сцене Сантуццу пели знаменитые Виолета Урмана, Людмила Монастырская, Ирен Теорин, Ильдико Комлоши. В спектакле 11 марта участвует Олеся Петрова, и у нашей примадонны есть полное право находиться в ряду мировых звезд.