Сергей Слонимский. «Виринея» и «Мария Стюарт»

19 марта 2018

Сергей Слонимский. «Виринея» и «Мария Стюарт»

Сергей Слонимский. «Виринея» и «Мария Стюарт»

На гала-концерте 21 марта, посвященном столетию оперной труппы, прозвучат фрагменты из двух опер нашего выдающегося современника Сергея Слонимского, определивших художественный климат 1960-80-х годов: «Виринея» и «Мария Стюарт».

«Михайловский театр для меня в известной мере родной, это колыбель моей музыки. Ведь здесь в 1967 году впервые была исполнена моя первая опера «Виринея», на неделю раньше, чем в Москве. Позже здесь в течение десяти лет шла опера «Мария Стюарт», - признался композитор в одном из своих интервью.

«Виринея» и «Мария Стюарт» - два очень значительных и очень разных по тематике произведения. В центре оперных сюжетов – судьба крестьянки и судьба коронованной особы. Их объединяет схожая музыкальная эстетика, которая выстроена вокруг психологического портрета главных героев. Исследователи творчества Сергея Слонимского отмечали, что композитор «сумел ярко проявить талант достоверно творить в музыкальных стилях разных времен и народов, будь то русская деревня дореволюционного времени или старая Шотландия».

Премьера оперы «Виринея», в основу которой легла одноименная пьеса Лидии Сейфуллиной, состоялась 30 сентября 1967 года. Над постановкой работали известный кинорежиссер Михаил Шапиро, художник Семен Мандель и дирижер Эдуард Грикуров. Действие происходит в годы революции, в глухой деревне. Центром драмы становится юная Виринея: рассказывая о судьбе молодой девушки, композитор ведет слушателей через темный мир деревенского быта в наполненную трагическими событиями эпоху. «Прежде всего спектакль пленяет музыкой – живой, непосредственной, льющейся широким потоком, благодарной для сценического воплощения, - писала после премьеры газета «Вечерний Ленинград». – Подробно и ярко разработаны музыкальные характеристики главных героев. В драматическом ключе, с большим эмоциональным размахом раскрывается в музыке образ Виринеи. Виртуозно написаны сатирическая партия Мокеихи, разбитной Аксиньи. Множество броских, легко запоминаемых тем-характеристик сопровождает появление эпизодических персонажей. Малый театра оперы и балета явился первым интерпретатором интересного по замыслу и самобытного по музыкальному воплощению произведения, возрождая этим былую славу «лаборатории советской оперы».

«Мария Стюарт» - опера уже зрелого, состоявшегося композитора, мировая премьера которой состоялась 24 апреля 1981 года. Навеянное документальной повестью Стефана Цвейга о жизни и гибели шотландской королевы, произведение написано как опера-баллада; запоминаются колоритные характеры и трагическое ощущение несовместимости власти и любви. «Музыка «Марии Стюарт» в значительной степени опирается на интонационный строй шотландского фольклора XVI века. В опере современно решены старинные жанры и формы – сонет и мадригал, баллада и канцона, танцы павана и гальярда. Однако музыка не воспринимается как стилизация. Это – старая Шотландия, услышанная композитором наших дней. И прежде всего в музыке узнаётся сам Слонимский», - писала газета «Ленинградская правда».

Над художественным решением спектакля работали режиссер Станислав Гаудасинский и художник Семен Пастух. Они превратили центр сцены в своеобразное лобное место на площади. Оно расчищено для веселья толпы, не всегда безобидного. Позже здесь будет стоять плаха для казни Марии с холодно поблескивающим лезвием топора. Интерьеры дворцовых покоев подвижны, они мгновенно исчезают с «площади», открывая простор массовым сценам. По сторонам – матерчатые силуэты средневековых замков с горящими на верхних площадках свечами, напоминающими зубцы короны, – символ статичной и неколебимой власти. В 1983 году опера была отмечена Государственной премией РСФСР им. М.И. Глинки.