Самуил Самосуд: 130 лет со дня рождения

14 мая 2014

Самуил Самосуд: 130 лет со дня рождения

Самуил Самосуд: 130 лет со дня рождения

14 мая исполняется 130 лет со дня рождения народного артиста СССР Самуила Абрамовича Самосуда. С именем этого легендарного музыканта связана целая эпоха жизни нашего театра. В 1919 — 1936 годах Самосуд был главным дирижером МАЛЕГОТа.

Под музыкальным руководством Самосуда на нашей сцене состоялись три мировых премьеры: «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1935) Дмитрия Шостаковича — их музыкальная трактовка была признана композитором образцовой, и «Война и мир» Сергея Прокофьева (1946, 1955). Вместе с режиссером Всеволодом Мейерхольдом Самуил Самосуд подготовил новое прочтение оперы «Пиковая дама» (1935) Чайковского. Этот эпохальный спектакль опередил свое время и до сих пор остается предметом интеллектуальных дискуссий. Упорно и терпеливо дирижер работал с молодыми композиторами, участвовал в процессе рождения опер «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Ивана Дзержинского. Эти и многие другие произведения отечественных авторов сформировали славу театра как «лаборатории советской оперы».

Самосуд не боялся работать и с произведениями современных ему западных авторов. Под его руководством были выпущены российские премьеры опер «Прыжок через тень» (1927) и «Джонни наигрывает» австрийского композитора Эрнста Кшенека. «Ради одного „Прыжка через тень“ стоило бы приехать из Германии. Это изумительная, ошеломляющая постановка», — восторгался работой театра Пауль Хиндемит. С ним был солидарен Эрнест Ансерме, в те годы руководитель Женевского симфонического оркестра: «Я смело утверждаю, что бывший Михайловский театр — лучший музыкальный театр России, а в смысле исполнения так работают только в Ла Скала в Милане. Постановка просто гениальна. У Самосуда на Западе соперников нет».

Благодаря Самуилу Самосуду уровень мастерства труппы и оркестра Малого оперного театра достиг таких высот, что едва ли не каждая премьера становилась сенсацией, собирала цвет творческой интеллигенции страны. И сегодня Михайловский театр продолжает следовать художественным принципам, заложенным Самуилом Самосудом: внимание и интерес к классике сочетать с экспериментом и с поисками новых имен.