Россини, Паганини, Мендельсон

16 марта 2023

Россини, Паганини, Мендельсон

Россини, Паганини, Мендельсон

Колыбель оперы и виртуозного bel canto, величайших композиторов и непревзойдённых певцов, Италия подарила миру изумительные голоса и мелодии. Концертную программу, составленную из сочинений, так или иначе связанных с Италией, на сцене Большого зала Филармонии представит главный дирижёр и музыкальный руководитель Михайловского театра Александр Соловьев. 19 апреля в исполнении симфонического оркестра театра и скрипки Ольги Волковой прозвучит «Итальянская симфония» Феликса Мендельсона, Первый концерт Никколо Паганини и увертюра к опере Джоаккино Россини «Сорока-воровка».

"«Итальянская симфония» Мендельсона навеяна впечатлениями о странствиях композитора по этой стране, — рассказывает маэстро. — Италия предстала ему не в ореоле романтики, но как воплощение свободы, молодости, силы и счастья — то есть созвучной личности самого музыканта. Симфония, наряду с «Шотландской», навсегда вошла в репертуар лучших оркестров мира.
Возможно, это связано с эмоциональным содержанием сочинения, его своеобразной надтекстовой трансляцией: это, с одной стороны, приглашение к путешествию, деятельный призыв к познанию мира — с другой — непростые размышления о свободе и её отсутствии, и о её обретении вновь. Вспомним, что 1832 год стал для Мендельсона поистине трагическим: он потерял двух очень значимых и близких для него людей. Один за другим весною того года умерли великий поэт Иоганн Вольфганг Гёте и Карл Фридрих Цельтер, старшие друзья композитора. Симфония была закончена и впервые исполнена в 1833 году: по-видимому, в её второй части отражена также и боль этих утрат.
Третья часть — танец, заставляющий вспомнить о родине композитора; но это ещё и полная нежности песня, предвосхищающая лучшие страницы симфонической музыки Брамса.
Финал симфонии, знаменитая сальтарелла (итальянский танец с прыжками) — не столько дань увлечения романтиками народной музыкой и картина сельского праздника, сколько момент освобождения, выхода из кризиса — то самое обретение свободы.

Концерт для скрипки с оркестром № 1 Никколо Паганини впервые был исполнен в 1819 году. Это признанный шедевр итальянской музыки, снискавший мировую известность. Сам по себе жанр концерта изначально связан с «соревнованием» солиста и оркестра, но данное сочинение стало квинтэссенцией подобной тенденции. Первый концерт Паганини исполняется довольно редко, поскольку требует от солиста владения огромной шкалой звуковых и артикуляционных возможностей, сочетания подлинной виртуозности, яркого артистического темперамента и утончённого художественного вкуса. Обращение к этому произведению неизменно становится вызовом для солиста, но в случае удачи превращается в настоящий бенефис.

На музыкальный язык сочинения оказал колоссальное влияние стиль младшего современника Паганини, Джоаккино Россини. Это обстоятельство делает особенно логичным обращение в нашей программе к музыке самого Россини: в начале нашего концерта прозвучит знаменитая увертюра к опере «Сорока-воровка»".