Возвращение «Иудейки»

27 марта 2018

Возвращение «Иудейки»

Возвращение «Иудейки»

На сцену Михайловского театра возвращается «Иудейка» — одно из самых популярных произведений французского оперного репертуара XIX века. По целому ряду причин сочинению Жака Фроманталя Галеви на долгие годы был закрыт доступ на русскую сцену — как в дореволюционные, так и в советские годы. Постановка в Михайловском театре, осуществленная в 2010 году, стала для слушателей настоящим открытием. Захватывающий драматический сюжет, театральные эффекты и блестящая музыкальная фактура в сочетании с внятной постановочной концепцией обеспечили спектаклю удачную сценическую судьбу. После двухлетнего перерыва новую жизнь в постановку вдохнет маэстро Дмитрий Корчак. В главной партии выступит Татьяна Рягузова, для которой Рахиль была и остается одной из любимых героинь, Евдокию, как и на премьере, будет петь Наталья Миронова, главные мужские партии исполнят Михаил Агафонов (Элеазар), Сергей Кузьмин (Леопольд) и Александр Безруков (Кардинал Броньи).

«Иудейка» считается вершиной творческого наследия Жака Фроманталя Галеви. Учитель Жоржа Бизе и Шарля Гуно был сыном кантора и хорошо знал особенности католической и иудейской культур. В либретто Эжена Скриба его интересовали темы религиозного фанатизма, милосердия и возмездия. Гонимый христианами Элеазар воспитал чужую дочь Рахиль как свою, в иудейской вере. Рахиль полюбила Леопольда; он христианин, но ради возлюбленной выдает себя за еврея. Если правда об их связи откроется, обоим грозит смерть. План задуманного ими побега рушится. И в этих драматических обстоятельствах на первый план выходит проблема выбора. Рахиль ради возлюбленного отказывается от всех обвинений против него, обрекая на смерть себя. Ее отец Элеазар может ее спасти, если откроет правду о ее настоящем происхождении. Но он, выбирая между верностью ортодоксальным традициям своей веры и жизнью любимого человека, предпочитает первое. На самом деле Рахиль — дочь кардинала, ее смертью Элеазар мстит настоящему отцу, которому в последний момент раскрывает правду.

События, происходящие, согласно либретто, в годы позднего Средневековья, постановщики спектакля перенесли в условия тоталитарного государства середины ХХ века, где еврейская община подвергается гонениям. Бездушный механизм подавления противопоставлен миру человеческих эмоций и тонким межличностным связям. С учетом опыта поколений, осознавших природу тоталитаризма, это противостояние приобретает особую остроту.