«Помолодевшая, обновленная, исполненная сил»

3 октября 2016

«Помолодевшая, обновленная, исполненная сил»

«Помолодевшая, обновленная, исполненная сил»

У балета «Сильфида» особая судьба. Спектакль, превратившийся в одну из главнейших театральных легенд XIX века и на долгие десятилетия утвердивший в балетном театре романтический стиль, имел все шансы занять почетное место в трудах историков искусства, но при этом навсегда уйти со сцены. По счастью, случилось иначе.

Премьера «Сильфиды» состоялась 12 марта 1832 года в Париже и стала триумфом балерины Марии Тальони, для которой спектакль поставил отец, хореограф Филипп Тальони. Чтобы воплотить бестелесный образ девы воздуха, балерина впервые встала на кончики пальцев, поразив современников невиданной прежде техникой. Понимание встретила и коллизия, раздиравшая героя балета: бросив земную невесту ради призрачной феи и устремившись вслед за ней в мир духов, он демонстрировал, сколь велики в человеке метания между полюсами внутреннего «я».

Из Парижа, где спектакль выдержал более 150 представлений, «Сильфида» перелетела в лучшие европейские театры, в том числе и в Санкт-Петербург и Москву. Но постепенно балет сошел со сцены — как во Франции, так и в России. Даже попытка возобновления, предпринятая Мариусом Петипа, не смогла существенно продлить его сценическую жизнь. Однако в Копенгагене, в Датском королевском балете, балет передавался «из ног в ноги» практически непрерывно, и именно благодаря скандинавской версии «Сильфида» возродилась в ХХ веке.

Автор датской «Сильфиды» — Август Бурнонвиль. С 1830 по 1877 годы он занимал должность главного балетмейстера в Датском королевском балете. В 1834 году хореограф на два месяца приехал в Париж, увидел Марию Тальони в «Сильфиде» и был очарован. Перед возвращением на родину он выкупил либретто и через два года создал свою постановку «Сильфиды» в Дании. Денег на оригинальную партитуру, написанную Жаном Мадленом Шнейцгоффером, Бурнонвиль тратить не захотел и предпочел заказать музыку двадцатилетнему норвежскому композитору Херману Левеншёльду. В своем спектакле датчанин сохранил драматургическую канву французского оригинала, но создал собственный хореографический текст, близкий к версии Тальони по стилистике.

«Сильфида», бережно сохраненная в Копенгагене, вернулась во Францию после Второй мировой войны. Позже свою вольную фантазию по мотивам не сохранившейся «Сильфиды» Филиппа Тальони создал французский хореограф Пьер Лакотт. В России реинкарнация «Сильфиды» произошла в 1975-м: Олег Виноградов пригласил в Малый театр оперы и балета балерину Эльзу Марианну фон Розен, знавшую все особенности и нюансы стиля Бурнонвиля. Благодаря ее скрупулезной работе «Сильфида» вернулась в русский балетный репертуар. Тогда, в 1975-м, на страницах газеты «Смена» появление балета в Малом оперном театре приветствовал Игорь Ступников: «Сильфида появилась в Петербурге в 1835 году, затем на долгие годы ушла из репертуара русского балетного театра. Сегодня она вернулась к нам помолодевшая, во многом обновленная, исполненная сил». Слова корифея отечественной балетной критики мы вспоминаем сейчас, сорок лет спустя: в ноябре в Михайловский театр вернется «Сильфида», заботливо воссозданная Михаилом Мессерером.