Рахманинов. Танеев. Чайковский

10 марта 2022

Рахманинов. Танеев. Чайковский

Рахманинов. Танеев. Чайковский

17 апреля симфонический оркестр и хор Михайловского театра дадут концерт в Большом зале филармонии. В программу включены сочинения Танеева, Рахманинова и Чайковского. За пультом будет стоять главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев.

— Мы не устаем обращаться к фигуре и творчеству Сергея Рахманинова, — рассказывает маэстро Соловьев. — 2023-й год — год 150-летия композитора — официально на самом высоком уровне уже объявлен годом Рахманинова. В наш концерт вошли три произведения из цикла «Этюды-картины». Это последнее, что было написано Рахманиновым перед отъездом из России. Здесь есть глубина и драматизм, ощутимы страхи войны, переживания, которые сопровождали композитора в тяжелые годы потрясений. Первоначально «Картины» создавались для фортепиано. Оркестровку позже выполнил Отторино Респиги, причем делал это с одобрения и пользуясь советами самого Рахманинова. Между композиторами проходило доверительное творческое общение, известна их переписка. Когда работа Респиги была завершена, Рахманинов писал: «Позвольте мне, дорогой мэтр, выразить Вам моё восхищение чудесными результатами Вашей блестящей оркестровки. Особенно благодарю Вас за точное соответствие Вашей оркестровки моему оригиналу».

— Концерт в филармонии дает прекрасную возможность представить наших солистов, — продолжает маэстро Соловьев. — Светлана Москаленко исполнит романс Рахманинова «Здесь хорошо» — сам композитор, к слову, его очень любил — и знаменитый «Вокализ», посвященный Антонине Васильевне Неждановой. Это знаковое сочинение для композитора, позднее он сам его оркестровал. Известно, что однажды в США в присутствии автора «Вокализ» исполнили 30 скрипачей, и это поразило композитора и дало ему прилив творческой энергии.

— На Рахманинова оказали влияние, сыграли большую роль в его становлении как композитора Чайковский и Танеев. Их сочинения также прозвучат в нашем концерте, — Александр Соловьев очень тщательно относится к подготовке филармонической программы. — Симфоническая фантазия «Буря», созданная Чайковским по мотивам шекспировской пьесы, со стороны коллег-музыкантов встретила восторженный прием. Очень горячо отреагировал на «Бурю» Владимир Васильевич Стасов. Услышав её еще на репетиции, отметил, что в этой вещи есть тонкость и глубина. «Лучшее из того, что вы написали», — уверял он Чайковского. Мне представляется, что есть определенная перекличка между «Бурей» и нашей недавней премьерой, «Опричником» — это сочинения молодого, но уже состоявшегося композитора.

— В нашем концерте прозвучит кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин». Композитора называли «музыкальной совестью Москвы», он был третейским судьей, арбитром в спорах и конфликтах. Примечательно, что это сочинение обозначено как опус номер один, хотя ко времени его создания уже были написаны три симфонии и множество хоровых сочинений. Я считаю, что это важный психологический и этический момент. «Иоанн Дамаскин», безусловно, одна из вершин творчества Танеева и всей русской музыки. Кантата написана на стихи Алексея Константиновича Толстого, автора светского, поэтому сочинение о христианском святом, великом подвижнике близко всем. Его считают святым покровителем музыкантов — в этом же ряду Роман Сластопевец и Иоанн Кукузель. Мысленно исполнение этого сочинения я хочу посвятить коллегам музыкантам, кто ушел от нас в период пандемии. Но мы их помним и они с нами, — завершает рассказ главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев.