Рахманинов. Концерт-антология

31 января 2020

Рахманинов. Концерт-антология

Рахманинов. Концерт-антология

Музыка Сергея Рахманинова прозвучит под управлением Александра Ведерникова в Большом зале филармонии 12 февраля. Симфонический оркестр и хор Михайловского театра исполнят кантату «Весна», «Три русские песни» и симфоническую поэму «Колокола».

— По сути, это программа-антология, объединяющая то, что Рахманинов написал в кантатно-ораториальном жанре, — рассказывает Александр Ведерников. — Задумывая этот концерт, я посчитал, что было бы интересно представить публике сразу три вокально-симфонических произведения Рахманинова вместе. Насколько мне известно, три эти сочинения вместе исполняются нечасто. Один раз я это делал в Москве, «на заре туманной юности». Надеюсь, что на предстоящем концерте нам удастся продемонстрировать, как с течением времени менялось хоровое письмо Рахманинова, оркестровый стиль и круг образов, который композитора занимал.

— Сочинения, которые нам предстоит исполнить, создавались в разные периоды, — отмечает маэстро. — Кантата «Весна» написана в 1902 году, сразу после Второго концерта, и знаменует собой период выхода композитора из творческого кризиса. Можно утверждать, что именно в этих вещах в полной мере воплощается стиль раннего Рахманинова. «Колокола» отстоят от «Весны» примерно на десятилетие. Использовав текст поэмы Эдгара По в переводе Константина Бальмонта, композитор создал мощную партитуру, фреску, объединенную сквозной идеей. Рахманинов показывает, как в разные периоды жизни человека в ней присутствует колокольный звон. Вначале это звон колокольчиков, своего рода путешествие на тройке. Далее — это колокола во время венчания в церкви. Следующий период — набат, пожар, ситуация катаклизма. И последнее — похоронный звон. Несмотря на такую не самую жизнеутверждающую фабулу, сочинение заканчивается вполне просветленно. В «Колоколах» Рахманинов использует расширенный состав оркестра. Там есть и орган, и фортепиано, и челеста, тройной состав деревянных духовых, шесть валторн и, помимо хора, три солиста.

— Мне доставляет большое удовольствие представить наших солистов, — продолжает Александр Ведерников. — Думаю, Бориса Пинхасовича в Петербурге прекрасно знают и ценят. — Лидирующий солист Михайловского театра, Kammersanger, если в немецких терминах говорить, будет исполнять сольную партию в кантате «Весна» и партию баритона в «Колоколах». Анастасия Москвина —ведущее сопрано Белорусского оперного театра, поет в этом концерте и будет принимать участие в нашем следующем концерте, в котором будет исполняться Восьмая симфония Малера. И молодой тенор Гиорги Стуруа, который также регулярно появляется в репертуарных спектаклях Михайловского театра.

— Третье сочинение относится к более позднему периоду, оно стоит ближе к «Рапсодии на тему Паганини» и «Симфоническим танцам», — продолжает рассказывать дирижер. — Это «Три русские песни», вдохновленные творчеством знаменитой певицы Надежды Плевицкой. Ее искусством восхищался не только Николай II, но и Рахманинов. Сохранилась запись, на которой он ей аккомпанирует песню, которая стала последней в этом цикле: «Белилицы, румяницы вы мои». Это подлинные, но окрашенные авторским стилем транскрипции трех русских народных песен, которые можно отнести к позднему стилю композитора. «Три русские песни» прозвучат в исполнении хора и оркестра Михайловского театра.