Популярная музыка Тихона Хренникова

4 июня 2018

Популярная музыка Тихона Хренникова

Популярная музыка Тихона Хренникова

16 июня вокальный камерный концерт в фойе бельэтажа будет посвящен 105-летию со дня рождения советского композитора Тихона Хренникова.

— Музыка Хренникова была невероятно популярна в советское время и, как мне кажется, остается таковой, — рассуждает концертмейстер Мария Копысева. — Все любят песни из кинофильмов «Гусарская баллада», «Свинарка и пастух». В них есть мотивы близкие к народным, они затрагивают души какой-то необъяснимой легкостью и красотой.

Тихон Хренников более сорока лет был бессменным председателем правления Союза композиторов СССР. Из этого можно сделать вывод, что в музыке он был живым олицетворением соцреализма. Это направление возникло в 30-х как прямая антитеза русскому авангарду. Если последний был сложен для понимания, требовал разъяснений и некоего теоретического фундамента, то соцреализм был задуман как искусство для масс. Его эстетические установки были понятны рабочему классу, формировали в нем определенные взгляды на жизнь и даже маркеры поведения. После завершения «советского проекта» отношение к этому искусству стало отчасти однобоким. Нередко его стали трактовать как «политически ангажированное» или как «метод манипуляции населением», оставляя за рамками тот очевидный факт, что плоды этого курса несли в себе общечеловеческие ценности, свободные от идеологической шелухи.

— Раньше были популярны конкурсы инсценированной песни, — рассказывает солистка оперы Светлана Мончак. — На вечере памяти Хренникова мы обратимся к этому немного забытому эстрадному жанру. Концерт готовят режиссер Маргарита Куницына, хореограф оперных спектаклей Мария Большакова и концертмейстер Мария Копысева. Это трио, которое не в первый раз радует наших зрителей яркими камерными вечерами, придумало концерт легкой музыки, в котором номера будут плавно перетекать друг в друга. Каждый звук, каждая нота получат свое сценическое воплощение, поэтому перед вокалистами здесь встает немало интересных актерских задач. Александр Кузнецов, Александр Шахов и Сурэн Максутов, например, исполнят «Песню пьяных», даже в тексте которой чувствует особый градус пролетарской обиды и возмущения, который надо «прожить» — «Толстосум за пять жемчужин с самой лучшей девкой дружен».

В исполнении Александра Шахова и Сурэна Максутова прозвучит знаменитый «Марш артиллеристов». Эта песня, ставшая одной из главных музыкальных тем фильма Ивана Пырьева «В 6 часов вечера после войны», была написана Хренниковым в самый разгар Великой Отечественной войны. Позже её текст несколько раз менялся вместе со сменой политического курса. В середине 50-х из припева исчез Сталин, при Брежневе в строчке «в честь армии родной», армию заменили на партию. В 86-м году, когда страна переживала Перестройку, в фильме «Наградить (посмертно)» вновь прозвучала версия с именем «отца народов».

— Мы не обойдем стороной сочинения Хренникова, написанные для музыкального театра, — завершает рассказ Мария Копысева. — В конце 80-х на нашей сцене шли его комические оперы «Голый король» и «Доротея», которые сейчас почти невозможно услышать в записи. Думаю, нашим зрителям будет интересно вспомнить или впервые услышать самые яркие фрагменты из «Доротеи». Также Екатерина Егорова, Мария Литке и Светлана Мончак исполнят трио из оперетты «Сто чертей и одна девушка», очень близкое к эстетике русского романса.