«Пиковая дама». 40 лет на сцене

26 апреля 2022

«Пиковая дама». 40 лет на сцене

«Пиковая дама». 40 лет на сцене

Существует мнение, согласно которому широко отмечать 40-летие не рекомендуется, что эту дату лучше пропустить, не заметить, не афишировать. Применительно к спектаклю такое правило не действует, возможно, потому, что на сцене столь продолжительное время постановки не живут. Но бывают исключения! В мае этого года отметит 40-летие наша «Пиковая дама».

27 мая состоится показ спектакля-юбиляра, посвященный Дню города. «Пиковая дама» считается самой «петербургской» оперой — и не только в творчестве Петра Ильича Чайковского, но и в русской музыкальной культуре в целом. Возможно, секрет столь длительной сценической жизни нашего спектакля именно в этом: Петербург присутствует в каждой картине — либо в виде узнаваемых пейзажей, либо в виде интерьеров, соответствующих духу эпохи.

Со дня премьеры прошло ровно четыре десятилетия: спектакль в режиссуре Станислава Гаудасинского, с декорациями Семёна Пастуха и костюмами Галины Соловьёвой был показан 23 мая 1982 года — и сразу же признан событием. Критики отмечали в первую очередь «общую культуру» постановки. Отдельной похвалы удостоились декорации — «выдержанные в хорошем вкусе, роскошные, впечатляющие». «Ленинградская правда» была под впечатлением музыкальной части: «Это был Чайковский, полный страсти, но не оглушающий, полный музыкальных инкрустаций и тонких нюансов вокала». Поскольку у спектакля возникла еще и достойная гастрольная история, к рецензиям в родном городе добавились отклики в зарубежных изданиях. Итальянская «Унита» писала: «Достоинства постановки заключаются в том, что она исключительно точно воспроизводит обстановку минувших времен». В то же время «Пиковая дама» была принята теми, кто считал главной задачей борьбу с архаикой на оперной сцене, был уверен, что пора покончить с насмешками над «умирающей старушкой-оперой», противопоставить штампам современные, но не радикально-обновленческие постановочные решения. Пройти между Сциллой и Харибдой — между архаикой и крайностями «режиссерской оперы» — это значит создать спектакль, свободный от сиюминутных капризов моды. И именно такова «Пиковая дама», которая на протяжении 4 десятилетий собирает полные залы.