Первая премьера Алевтины Иоффе

22 сентября 2021

Первая премьера Алевтины Иоффе

Первая премьера Алевтины Иоффе

«Лебединое озеро» будет первым спектаклем, который Алевтина Иоффе выпускает в статусе музыкального руководителя Михайловского театра. Как оказалось, она давно мечтала о совместной работе с хореографом Начо Дуато.

— Балет Петра Ильича Чайковского будет моей первой премьерой в Михайловском театре. «Лебединым озером» я дирижировала много раз — и в России, и на Западе, в частности, версией Патриса Барта в Дойче опер. Но совместную работу с Начо Дуато я воспринимаю как нечто особенное.

— Мы познакомились с хореографом три или четыре года назад, когда он работал в Берлине, точнее, не познакомились, а были представлены друг другу, но сотрудничества тогда не случилось, хотя такая перспектива меня очень захватывала. Творчество Дуато мне очень близко. Впервые я увидела его постановки в Москве в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Я вообще очень люблю современную хореографию, можно сказать, я её фанат.

— В Михайловском театре произошло наше второе знакомство. Начо Дуато — лучезарный, обаятельный, интеллигентный, погруженный в искусство. Я получаю эстетическое наслаждение, просто общаясь с этим человеком — мы разговариваем о музыке, об искусстве хореографии, о его взглядах на искусство в целом... Мне хочется, чтобы ему было комфортно, чтобы родилось его «Лебединое озеро» — творение, которое, возможно, будет шедевром. Традиционное «Лебединое» у Чайковского и Петипа — Иванова имеет номерную структуру. Действие складывается из отдельных фрагментов: вышел принц, станцевал вариацию, вышли другие персонажи, станцевали, что им положено, и так далее... У Начо сквозная структура балета — действие развивается непрерывно, в каждом движении история получает новый импульс. Поэтому, если зритель вдруг не досчитается каких-то номеров, то это не из-за произвола постановщика, а потому, что сюжет должен захватывать и история не должна прерываться. Это относится и к музыкальной ткани — музыка идёт сквозным потоком. Общий облик спектакля впечатляет, декорации и костюмы прекрасны. Никаких перьев, все детали — из шелка. Очень красивый балет.

— Иногда задают вопрос, от чьего имени рассказывается история в «Лебедином озере», чей взгляд важнее — Принца или Королевы лебедей. Я уверена, что здесь нет мужского или женского лица. Прежде всего это история о Чайковском, о борьбе, которую он всю жизнь вел с самим собой, со своими чертями и ангелами. Здесь есть черное и белое, женское и мужское, стервозное и ангельское. Это исповедь Чайковского о своей сущности. Чтобы ее постичь, нужно просто слушать музыку.