Памяти Елены Образцовой

29 января 2019

Памяти Елены Образцовой

Памяти Елены Образцовой

2 февраля «Пиковая дама» посвящается светлой памяти Елены Васильевны Образцовой, которая ушла от нас зимой 2015 года. Спектаклем продирижирует Александр Ведерников, назначенный музыкальным руководителем Михайловского театра. Маэстро был близко знаком с великой певицей и поделился с нами воспоминаниями о совместной работе.

— Елена Васильевна для меня — это прежде всего личностный калибр и харизма. Любую музыку, которую она исполняла, она окрашивала в присущий только ей оттенок. Артистку можно было узнать не только по голосу, но и по оттенкам содержания: она все пропускала через себя, поэтому можно говорить об абсолютной исполнительской уникальности. Для нее всегда был важен содержательный момент. Поэтому некоторым дирижерам было не очень комфортно с ней работать, у нее всегда было свое видение предмета.

— C Еленой Васильевной мы встретились, когда я был еще маленьким мальчиком. Так получилось, что мы жили в одном дачном поселке, и она в каком-то смысле наблюдала мое взросление. Позже мне довелось узнать ее в контексте работы с Георгием Васильевичем Свиридовым. Она и мой отец, певец Александр Филиппович Ведерников, были близкими друзьями композитора. И я часто слушал ее выступления.

— Наша первая профессиональная встреча состоялась в Петербурге в 1999 году. Она пела цикл народных испанских песен Мануэля де Фальи в Филармонии, а я дирижировал. Следующая встреча была на «Пиковой даме» в Большом театре в 2002 году. Елена Васильевна была артисткой во всем. Как-то я встретил ее в том же дачном поселке, она шла с палочкой, и я спросил, что случилось. «Радикулит», — улыбнулась она. Это было время, когда она готовилась петь Графиню, и я бы не исключал, что она таким образом пыталась отрепетировать какие-то пластические моменты.

— Среди всех опер Петра Ильича Чайковского выделяются три главных шедевра — это «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта». И «Пиковая дама» — это универсальное сочинение, понятное для слушателей не только отечественных, но и зарубежных. Чайковский подошел к этому произведению в зрелом возрасте, будучи во всеоружии мастерства. Опера обладает свойствами, которые ни в одном другом сочинении не найдешь.
Автору удалось виртуозно и восхитительно точно передать эмоциональные состояния героев, их характеры, получился настоящий музыкальный триллер. И до сих пор никому не удалось создать нечто подобное, такую убедительную образную атмосферу, которую мы встречаем в спальне Графини: сложнейшая музыкальная драматургия, выраженная замысловатыми симфоническими сочетаниями. Это сочинение я считаю абсолютным творческим триумфом композитора, и, конечно, для меня большая честь начать работу в Михайловском театре спектаклем, посвященном памяти великой певицы.