«Опричник» на фестивале Чайковского в Клину

10 июня 2021

«Опричник» на фестивале Чайковского в Клину

«Опричник» на фестивале Чайковского в Клину

2 июля опера «Опричник» будет представлена в формате open-air на Международном фестивале искусств П.И. Чайковского в Клину. Михайловский театр впервые участвует в престижном фестивале, посвященном творчеству великого русского композитора. Включение постановки в его насыщенную программу — большая честь для нашего коллектива.

Создатели спектакля в Михайловском театре — дирижер-постановщик Александр Соловьев и режиссер-постановщик Сергей Новиков — уверены, что «Опричника» необходимо вернуть широкой публике. Для Чайковского создание «Опричника» было одним из важных творческих этапов. Композитор сам выбрал сюжет — его вдохновила историческая драма Ивана Лажечникова, сам написал либретто. В опере проявились основные черты его композиторского стиля. Действие переносит слушателей во времена Ивана Грозного. В центре повествования молодой боярин Андрей Морозов, который хочет восстановить честь семьи и вернуть любимую. Сделав трудный выбор, он вступил в опричнину, личную гвардию царя — и вот уже на свадебном пиру он рядом с красавицей-невестой. Однако клятва, данная царю, влечет за собой и другие последствия...

Премьера в Михайловском театре вызвала шквал рецензий, которые отмечают эмоциональный накал ключевых сцен и вдохновенную музыку. По оценкам критиков, получился отличный блокбастер, способный заинтересовать меломанов и широкую публику, ищущую в опере «кровь и любовь».

• «С первых тактов увертюры стало ясно, что взят очень высокий эмоциональный градус... Дирижер Александр Соловьев провел колоссальную работу по адаптации партитуры к постановке: он произвел купюры, которые придали драматургии динамичность и стройность. Спектакль идет меньше трех часов. При этом никакого ущерба музыке не нанесено. Напротив, она лишь выиграла: те фрагменты оперы, которые прокладывают путь к шедеврам Чайковского — «Евгению Онегину», «Пиковой даме», «Иоланте», — звучат выпукло, «делая погоду». МК, 19 мая 2021 года

• «Чтобы адаптировать оперу для современного зрителя, в Михайловском театре чуть подкорректировали оригинал не в ущерб содержанию. Просто убрали длинноты и повторения — сохранив смысл, но добавив повествованию динамики. При всей запутанности исторического контекста “Опричник” будет понятен зрителю любого возраста и из любой страны». РИА НОВОСТИ, 20 мая 2021 года

• «Реновация осуществлена мастерски... партитура обрела динамизм и большую логичность, а значит убедительность, и заиграла красками. Маэстро Соловьев сумел достичь такого накала выразительности, что заставил подумать: а ведь захватывающая музыка на самом деле в “Опричнике”! Немало сил вложил дирижер в то, чтобы подчеркнуть невероятную лирическую выразительность мелодики Петра Ильича, высветить глубину его драматического пафоса...». Газета «Культура», 22 мая 2021 года

• «В “Опричнике” есть немало драматических сцен, захватывающих эмоциональным накалом и действительно вдохновенной музыкой... В целом обращение к “Опричнику” оказалось удачной идеей: у этой малозвучащей оперы русского классика нет шлейфа постановочной традиции, что позволило режиссеру Сергею Новикову внятно проиллюстрировать музыку и создать крепкую историческую драму». «Музыкальная жизнь», 20 мая 2021 года

• «Сам композитор был строг к своему детищу. “Нет движения, нет стиля, нет вдохновения!” — жаловался он корреспонденту в одном из писем 1874 года. В музыкальной версии Михайловского все три компонента присутствуют, и это, безусловно, главное достижение театра». «Известия», 28 мая 2021 года