Николай Цискаридзе: «Напоминаю себе, что я артист»

9 апреля 2019

Николай Цискаридзе: «Напоминаю себе, что я артист»

Николай Цискаридзе: «Напоминаю себе, что я артист»

Балет «Тщетная предосторожность» в Михайловском театре отмечает «двойной юбилей»: совпали 5 лет со дня премьеры и 50-й спектакль. Огромной популярностью постановка во многом обязана тому, что в роли Вдовы Симоны на нашей сцене можно увидеть народного артиста России Николая Цискаридзе.

— Николай Максимович, со дня премьеры «Тщетной предосторожности» прошло 5 лет, но любовь зрителей к спектаклю только растет. Это одно из самых популярных названий в нашей афише, тысячи людей из разных стран мечтают увидеть балет, а те, кому удалось, считают себя счастливчиками. А как вы относитесь к этому спектаклю и к своему персонажу — Вдове Симоне?

— На мой взгляд, это лучшая версия балета «Тщетная предосторожность». Балет старый, от исходной постановки ничего не сохранилось, многие балетмейстеры XIX — XX веков ставили его множество раз. Фредерик Аштон, с моей точки зрения, сделал самый интересный вариант. Он никогда не скрывал, что видел спектакль с участием Анны Павловой, когда был ребенком, — и это была старая версия Петипа. Этим он и вдохновлялся — его спектакль сделан по эмоциональному воспоминанию. А что касается вдовы Симоны, эта роль мне нравилась с самого детства, когда я еще в школе увидел в каком-то фильме танец в сабо. Мне тоже хотелось это сделать. И когда «Тщетную» ставили в Большом театре и мне, естественно, предлагали станцевать главного героя, я сразу сказал, что не хочу, а хочу Вдову. Тогда мне эту роль не дали, сказали, что я еще очень молод и должен прыгать и бегать, но и главного героя я тогда не станцевал. В петербургском спектакле я согласился участвовать по одной единственной причине: танцевала моя любимая ученица Анжелина Воронцова, прима-балерина Михайловского театра. Я выступал не только в качестве ее педагога, но и как партнер вводил ее в разные спектакли, и подумал, что было бы очень хорошо выйти вместе и сыграть ее мамашу. Началось все с шутки. Я пошутил в разговоре с Владимиром Кехманом, может, мне вдовушку станцевать, он меня поддержал, и правообладатели, как оказалось, тоже были очень рады этой идее, и вот я приготовил и исполнил роль Вдовы Симоны.

— В одной из рецензий после премьеры вашу Вдову оценили как особу весьма привлекательную, которая, пристроив дочку, еще устроит и свое женское счастье. А вам как кажется?

— Когда я стал делать эту роль, столкнулся с тем, что английский юмор в спектакле, к сожалению, не применим на нашей почве. Точно так же как любой наш спектакль не всегда применим в Англии или в Америке — на любой наш спектакль там зритель реагирует по-другому. Я не воспроизводил буквально то, что показывали постановщики. Надо сказать, что я видел, как это репетировал Александр Грант в Большом театре, и потом здесь в Михайловском Майкл О’Хэйр — и они оба оказались очень мудрыми людьми. Они никогда не требовали точной копии, они пытались у каждого артиста вызвать что-то свое. У меня не сразу сложился характер. Одно дело, когда я просто носился, нацепив юбку в репетиционном зале, — честно пытался исполнить текст роли. Но когда принесли накладки, грудь, костюм, я оделся — и увидел свою героиню иначе. Вот, чтобы было понятно: в одной из последних версий в Ковент-Гардене Вдову танцует очень хороший артист очень высокого роста — в основном роль исполняют артисты маленького роста, а тут танцует тоже очень высокий артист, казалось бы, мы должны быть в чем-то похожи. Но он характерный артист, у него нет премьерской стати, и у него получается мамаша — старушка. Всегда играют старушку! А если вдуматься, даже если Лиза у нее третья дочка, ей должно быть от силы тридцать с чем-то лет, она молодая женщина! И вот когда я стал на себя смотреть в костюме — с моей выправкой, абсолютно премьерской, во-вторых, с этими накладками, в-третьих, с моей щиколоткой... Я часто шучу, что щиколотка выдает во вдове Симоне бывшую прима-балерину. Я стою со всем этим — и мои ноги все равно выдают одного из ведущих танцовщиков планеты. Это видно даже по форме икры — все характерные артисты выглядят по-другому. Таким комичным, как они, я быть не могу, я по форме не комичный. Играть Кабаниху мне не хотелось. Мне осталось только одно — играть Хариту Огудалову. Это женщина, которая, выдав замуж последнюю дочь, рассчитывает и на собственное счастье. И я стал делать роль по этой линии, искал смешные моменты в общении с дочерью и с ее кавалерами, в общении со своим кавалером, отцом Алена. Мне надо было свою очень конкретную внешность уложить в заданные обстоятельства. В спектакле есть одна сцена, когда моя героиня бежит открывать дверь и смотрится в зеркало, стоя в аттитюде. У всех, кто исполняет Вдову Симону, это выглядит комично. Я вставал в аттитюд, что говорить, как мало кто в мире может встать в аттитюд. Мои ноги не спрячешь. Это всегда вызывает аплодисменты. Я живу по рецептам Галины Сергеевны Улановой, она учила меня находить себя в предлагаемых обстоятельствах. Было приятно, когда после одной из сценических репетиций английский репетитор пришел на сцену и сказал мне очень добрые слова. Я знал, что в кулисах некоторые меня тихо критиковали, а он подошел и сказал: «Вы идете в правильном направлении. Всё, что вы предлагаете, сюда попадает. Я уверен, что сейчас вижу эскиз одного из наиболее выдающихся исполнений этой роли».

— Вы были премьером Большого театра, имели огромный репертуар. И вот уже на протяжении 5 лет — Вдова Симона. Вы от нее не устаете?

— В отличие от всех моих коллег я не хожу на класс, вообще не занимаюсь. Но вот я обуваю сабо, один-два дня репетирую и танцую спектакль. Сам удивляюсь, что у меня это получается (смеется). В принципе, когда танцую «Тщетную предосторожность», получаю удовольствие от ситуации: сам себе напоминаю, что я артист. Несколько раз было ощущение: идет спектакль, я в кулисах жду выхода, и мне кажется, что ректорства, к примеру, еще не было, что продолжается моя артистическая жизнь, а все остальное мне приснилось. Бывают вот такие странные моменты. И главное: я ни от чего никогда не уставал. Если мне что-то не нравилось, я этого никогда не делал.

— На ваших плечах огромный объем забот и обязанностей. Насколько просто переключиться от серьезных проблем на шуточную историю?

— Это профессия. Меня учили: какое бы у тебя не было настроение, ты должен выйти и доставить удовольствие публике. Публика пришла, она хочет встретиться с персонажами. Ее не интересует, что ты в данный момент думаешь и как ты себя чувствуешь. Я этой профессией владею в совершенстве.