«Моравские напевы» Дворжака

10 сентября 2021

«Моравские напевы» Дворжака

«Моравские напевы» Дворжака

25 сентября в фойе бельэтажа состоится камерный концерт «Моравские напевы», посвященный вокальному и инструментальному творчеству Антонина Дворжака — одного из самых ярких представителей чешской композиторской школы. Вечер пройдет с участием солистов оркестра Михайловского театра и артистов оперной труппы Анастасии Барун и Софьи Файнберг.

Вокальные дуэты из цикла «Моравские напевы» Дворжак сочинил, когда еще не был никому известен и обучал музыке детей в доме богатого книготорговца Яна Неффа, который любил музицировать со своей женой. Однажды чета подарила учителю сборник песен одного моравского композитора, сочинившего музыку на народные тексты...

— Тексты у песен довольно специфичные не только по тематике, но и по языку, — рассказывает концертмейстер вечера Наталья Дудик. — Я сама имею моравские корни и даже фамилия у меня моравская, но я так и не смогла их перевести, потому что это, очевидно, диалект. Я по-чешски понимаю, как и многие, только то, что на русский похоже, но и Google с переводом не справился. Так вот, Дворжак взял из этого сборника только тексты, а музыку сочинил свою. И получилось очень здорово! Эти ноты отослали Брамсу, который принял их весьма положительно, и именно с этого момента началась слава Дворжака. Конечно, много денег он за первое издание не получил, но с ним заключили договор в венском издательстве, в котором он выпускал в печать свои последующие произведения. Также с этого цикла началась многолетняя дружба Дворжака с Брамсом.

«Сколь бы малой ни была нация, она не погибнет, если будет иметь своё искусство, — писал однажды Дворжак, словно заостряя внимание на судьбоносности “Моравских напевов” и важности национального начала в судьбе любого творца. — У каждого художника есть отчизна, которую он должен крепко любить. Мне удалось повидать большой свет, но всюду и всегда я оставался тем, кем был, — простым чешским музыкантом».

— Также в программе вечера есть пять из семи номеров цикла «Цыганские песни», — продолжает Наталья Дудик. — Один из них, я уверена, будет знаком многим нашим слушателям, но мало кто догадывается, что это вокальное произведение. Цикл был написан для одного австрийского тенора, с которым Дворжак познакомился в Вене, но по давней традиции его чаще поют женщины. Если взглянуть на партитуру, то нет ощущения, что это написано для одного певца — во всех песнях очень разные тесситурные задачи. В этой музыке, в отличие от «Моравских напевов», чувствуется влияние многих культур. В ней есть чешские, славянские моменты, но в целом это музыка звучит как австро-венгерская, есть даже что-то общее с «Венгерскими танцами» Брамса.

Завершит программу вечера вершина камерного творчества Дворжака — фортепианный квинтет. Его история довольно забавна: композитор сочинил его первую версию, потом потерял, пытался восстановить по памяти, но в итоге получилось совершенно новое произведение. Позже Дворжак нашел-таки первую версию, и как итог — теперь у человечества есть два его фортепианных квинтета.

— На нашем вечере прозвучит тот квинтет, что не был утерян, — завершает свой рассказ Наталья Дудик. — Этим сочинением, к слову, восторгался сам Петр Ильич Чайковский. Наполненный превосходным мелодизмом и совершенством формы, он требует от каждого исполнителя безупречного владения инструментом.